Калевипоэг


Ка́левипоэг (эст. Kalevipoeg «сын Калева») — в эстонской мифологии богатырь-великан, сын богатыря Калева, а также эстонский героический эпос о нём (публикация 1857—1861 гг.)[1][2]. Первоначальный образ Калевипоэга — великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления валунов, набросанных Калевипоэгом; равнины — места, где Калевипоэг скосил лес, гряды холмов — следы его пахоты, озёра — его колодцы, древние городища — ложа Калевипоэга и т. п.[3][4][5] Калевипоэг — также борец с нечистой силой[6][7], с притеснителями народа и с иноземными врагами[8][9].

На основе народных сказаний и песен эстонский писатель и врач немецкого происхождения Фридрих Рейнхольд Крейцвальд (нем. Friedrich Reinhold Kreutzwald, 18031882) составил наподобие карело-финской «Калевалы» героический эпос «Калевипоэг» (18571862), который оказал значительное влияние на самосознание эстонского народа и развитие его культуры, литературы и искусства[10].

Эпос состоит из 20 песен. Оригинальный стих «Калевипоэга» — так называемый рунический стих, который присущ старинным эстонским народным песням[3].

Первая песнь повествует о Калеве и двух его братьях, живших на окраине дубравы (tammemets: I:82) Таара. Один брат уехал в страну Турья (Turjamaa: I:88)[11], где стал великим воином, а другой в Россию (Venemaa: I:87), где стал купцом. Калев же, перелетев на морском орле (Põhjakotkas) через Балтийское море (Lääne meri: Западное море: I:103), стал править в Вирумаа (Viru rand: I:108). Его женой стала Линда, которая жила на хуторе в западном краю (Ляэне, эст. Lääne, Ляэнемаа). Часть песни посвящена тому, как к сестре Линды Сальме сватались женихи: Месяц, Солнце и Звезда[12].

Вторая песнь рассказывает о рождении последнего и самого славного сына престарелого Калева — Калевипоэга, о котором поют песни от Пярну до Пскова (Pihkva), в Ляэнемаа, Вирумаа, Харьюмаа и Ярвамаа. Отцом Калева и дедом Калевипоэга называется Таара. Когда Калев умер, то его похоронили на месте современного Таллина (холм Тоомпеа). От слёз безутешной Линды появилось озеро Юлемисте (Ülemiste järv: II:454)[13].

Третья песнь повествует о попытке финского знахаря Туслара (Tuuslar) похитить вдову Калева Линду, однако та при помощи бога Уку превращается в скалу возле нынешней деревни Иру (III:407)[14].