Великан


Велика́н — мифоэпический персонаж, существо человеческой внешности, но имеющие гигантский размер и большую силу[1][2]. Фигурирует в мифах, легендах и сказках разных народов, а также в религиозной и художественной литературе.

В мифологии великаны составляют группу антропоморфных существ гигантского размера, относящихся к мифическому времени творения. В более поздних преданиях образ гигантских человекоподобных существ претерпевает некоторые изменения — черты первосуществ утрачиваются, и великаны, такие как древнегреческие циклопы, выполняют лишь роль чудовищ, которых необходимо победить героям. Хотя иногда некоторые великаны, например титаны в древнегреческой мифологии, являются предками богов, в определённый момент они же вступают со своими прародителями в смертельную схватку. После победы божества устанавливают собственный пантеон[3].

В античной мифологии великанам приписывается создание кузнечного ремесла, устройство высоких стен вокруг города из огромных камней без применения цемента — так называемые «циклопические постройки». Нередко в мифах и легендах встречается мотив столкновения великана с человеком нормального роста и сил, причём победа остаётся на стороне последнего (в Библии — Голиаф и Давид, у Гомера — Полифем и Одиссей и т. д.)[4].

Во многих, особенно ранних фольклорных произведениях все великаны злобны и глупы, их нередко наделяют чертами огров, в частности — склонностью к людоедству. Великаны с подобным описанием фигурируют, к примеру в сказках «Джек и бобовый стебель» и «Джек — покоритель великанов». С другой стороны, общество великанов во второй части «Путешествий Гулливера» (1726) Джонатана Свифта описывается как вполне цивилизованное, а великан в книге Роальда Даля «Большой и добрый великан» (1982) заводит дружбу с ребёнком.

В ветхозаветных преданиях рефаимы — древнейшие обитатели Ханаана, люди исполинского роста и огромной физической силы. В христианских апокрифах описываются как дети земных женщин и падших ангелов. Были покорены родственными евреям народами, такими как аммонитяне, а ко времени исхода из Египта их практически не осталось. Одним из рефаимов был легендарный Голиаф, сражённый молодым Давидом. Другим примером является царь амореев Ог, называемый в Библии последним из живых на момент повествования рефаимов (Втор. 3:11). Ог вместе со своей армией был сражён евреями под предводительством Моисея. По разным интерпретациям библейских текстов рост Ога оценивался в четыре метра и более — из-за неоднозначности использования термина локоть. Со временем исчезнувшие рефаимы стали ассоциироваться с подземными обитателями Шеола, в их «подземных судорогах» видели причину землетрясений[7].