Калино (Чусовской городской округ)


Ка́лино — посёлок городского типа в Пермском крае России. Входит в Чусовской городской округ. Железнодорожный узел, начало Западно-Уральского направления (Калино — Кузино — Дружинино — Бердяуш).

Посёлок с 2004 до 2019 гг. являлся центром Калинского сельского поселения Чусовского муниципального района[2][3].

Раньше на месте поселка Калино были леса и сенокосные угодья, ими пользовались крестьяне близлежащих деревень. В 1890 году в Лысьве был построен чугунный завод, там выплавляли чугун. Руду для завода привозили по реке Чусовой на баржах до Усть-Долгой, а там перегружали на лошадей и везли по тракту, которой был построен графом Шуваловым в это же время. Ему же принадлежал и Лысьвенский завод. Чугун из Лысьвы переплавлялся на Чусовской металлургический завод.

В 1852 году около тракта среди своих сенокосных угодий Василий Куприянович Недорезов построил первый дом. Приехал он из деревни Игошево. Дом построил двухэтажный, каменный. У Недорезова были свои выгоды, земли очень много, хлеба можно сеять сколько угодно, дом может быть постоялым двором. Он стал разрабатывать землю и осваивать её. Вскоре он поставил дом своему сыну, на другой стороне тракта. Потом сюда приехал Михайло Евсеевич Недорезов. В 1860 году он поставил себе мельницу на реке Новиковка. Образовался большой пруд по долине Серебрянки вплоть до улицы Октябрьская. На мельницу приезжали молоть зерно крестьяне из окрестных деревень. Мельником у Недорезова был Зеленин. Так образовалась деревня Новиковка.

В 1860 году был построен кордон. В это время активно развивается промышленность в России и на Урале. Это было время после отмены крепостного права. Уральские заводы играли значительную роль в экономике России. В Кизеле начали осваивать угольный бассейн, металлургия развивается в г. Чусовой, ей не хватает древесного угля, который делали тоже в г. Чусовой, жжение древесного угля – процесс очень трудоемкий и долгий. Необходим был кокс, а в Кизеле обнаружены коксующиеся угли. Доставлять кокс, руду, чугунные чушки приходилось на лошадях, летом на баржах. Требовалось железнодорожное сообщение. И вот в 1874 году началось строительство железной дороги.

Методы строительства были довольно примитивными, грунт для насыпи возили в вагонах, запряженных лошадьми. И в 1878 году строительство железной дороги было закончено. Она была названа «Уральская горно – заводская железная дорога». Это потому, что проходила она через уральские горные заводы: Чусовской, Гора Благодать, Нижний Тагил, Невьянск. Эта дорога соединяла два крупных города Пермь и Екатеринбург (Свердловск), от Чусовой шла ветка Кизел. По этой железной дороге (горно-заводской) руду из Горы Благодать везли в Н.Тагил, в Пашию, в Чусовой, а выплавленный чугун и прокат отвозили в Левшино, откуда сплавляли на баржах по Каме и по Волге в Н.Новгород на ярмарку.