КамАЗ-5262


КамАЗ-5262 — опытный высокопольный автобус большого класса производства Камского автомобильного завода. Был выпущен в 1993 году в единственном экземпляре. Данный проект стал первой попыткой автозавода создать автобус на собственном шасси.

В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром» — его учредителями стали АО «КамАЗ» (51 %) и АО «Татавтотранс» (49 %), представляющее интересы правительства Татарстана[1][2].

Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КамАЗ-5262. Новый автобус разрабатывали опытные конструкторы из Украинского автобусного промышленно-проектного института (город Львов)[3]. По некоторым оценкам, новый автобус должен быть вдвое дешевле иностранных автобусов Mercedes, которые Татарстан в начале 1990-х гг. закупил в Турции по 100 тыс. $ за единицу. Наблюдатели в 1990-х гг. отмечали, что запуск в серию модели 5262 позволил бы КамАЗу потеснить на рынке единственного в европейской части России производителя автобусов — Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). По оценкам специалистов, новый автобус КамАЗа обладал лучшими ходовыми качествами по сравнению с моделью ЛиАЗа с Камазовским двигателем (240 л. с.).

Новая модель городского автобуса КамАЗ-5262 на момент создания соответствовала всем действовавшим на тот момент российским нормативам — автобус имел 3 широких двери, 28 сидячих мест, номинальная вместимость — 114 человек, при загрузке в «час-пик» — до 200 человек. В новом автобусе использовался КамАЗовский силовой агрегат с принципиально новым двигателем. До этого КамАЗовские моторы имели мощность не выше 205 л. с., новый же двигатель, созданный под руководством главного конструктора двигателей КамАЗа Даниса Валеева, имел турбонаддув и обладал мощностью 240 л. с.

Презентация первого собранного экземпляра состоялась в первый день весны 1993 года в Казани. Позднее КамАЗовский автобус полностью прошёл сертификационные испытания.

Проект производства автобусов КамАЗ-5262 разработчикам данной машины удалось включить в Федеральную программу развития российского транспорта. На момент выпуска первого прототипа «КамАЗавтобуспром» уже имело заказ на 750 автобусов от Министерства транспорта РФ и почти на столько же — от правительства Татарстана. Кроме этого, на базе КамАЗ-5262 был разработан ряд модификаций автобусов (сочлененный, междугородный, сельский). В дальнейшем в Набережных Челнах планировалось начать выпуск троллейбусов. К 1997 году «КамАЗавтобуспром» планировал достичь проектной мощности — 2000 автобусов в год[1].