Каманин, Николай Петрович


Никола́й Петро́вич Кама́нин (5 (18) октября 1908 года[1], Меленки, Владимирская губерния[1] — 12 марта 1982 года[1], Москва[1]) — советский лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1961—1971)[1]. Генерал-полковник авиации (25.10.1967).

Родился 18 октября 1908 года в городе Меленки Владимирской губернии (ныне Владимирской области) в многодетной семье, где было семеро детей. Русский. Отец, Пётр Иванович (1871—1919), работал сапожником в артели, а в 1917 году был избран на должность заведующего уездным отделом продовольственного снабжения. Умер от тифа. Мать, Стефанида Даниловна (1879—1964) была домохозяйкой, а после смерти мужа работала ткачихой на текстильной фабрике. Будучи вдовой, она в годы гражданской войны, разрухи и голода сумела вырастить детей и дать всем им образование[2].

Сам Каманин в своей повести «Моя биография только начинается» (1934) пишет о том, как в семнадцатилетнем возрасте он «исправил ошибку природы», переправив в документах для поступления в лётную школу последнюю цифру года своего рождения с «девятки» на «восьмёрку», приписав себе один год. Поэтому во всех документах указано, что он родился в 1908 году, хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 года[3].

В Красной Армии служил с июля 1927 года. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде в 1928 году[4]. В 1929 году окончил 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима (г. Борисоглебск), по окончании которой ему было присвоено звание младшего лётчика. С ноября 1929 года служил в 40-й особой авиационной эскадрилье им. Ленина ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии на Дальнем Востоке (г. Спасск Дальневосточного края, ныне закрытый аэродром «Хвалынка»), где был младшим лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена. В июле 1933 года был назначен командиром отряда 28-й отдельной авиаэскадрильи (ОАЭ), базировавшейся близ озера Ханка в селе Черниговка (станция Мучная Уссурийской железной дороги) ныне Приморского края. В 1932 году вступил в ВКП(б).

В феврале 1934 года Н. П. Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:

Начали полёт по-военному, клином. Вскоре нас догнал Бастанжиев. Мой самолёт шёл впереди, две машины справа, две — слева. Итак, в воздухе был авиационный отряд в составе: Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Пётр Пилютов, Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Пётр Кулыгин, Иван Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский. Пять лётчиков, один штурман, восемь техников и один корреспондент.