Камень веры


«Ка́мень ве́ры» (полное название: «Камень веры: православным церкви святой сынам — на утверждение и духовное созидание; спотыкающимся же о камень преткновения и соблазна — на вставание и исправление», церк.-слав. Камєнь вѣры: православнымъ цєрквы святыѧ сыномъ на утвєрждєнїє и духовноє созиданїє. Прєтыкающымсѧ жє ω камєнь прєтыканїѧ и соблазна. На востанїє и исправленїє; в XIX веке издавалась под названием «Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви») — полемическое произведение митрополита Стефана Яворского, направленное против протестантской проповеди в России. Книга главным образом рассчитана на православных, склоняющихся к протестантству. Митрополит Стефан рассматривает догматы, оспаривавшиеся в то время протестантами[1]. Как отмечал Иоанн Морев «„Камень веры“ носит на себе следы значительного влияния римско-католической богословской литературы: сочинения Беллярмина и Бекана сообщили как внешнюю форму построения трактатов „Камня вѣры“, так и послужили главнейшим источником содержания положительной и полемической его частей»[2].

Поводом для написания книги, как сказано в её предисловии, стало дело против ересеучителя Димитрия Евдокимова в 1713 году. Димитрий родился и был воспитан в православии, но в зрелом возрасте перенял протестантские воззрения у одного кальвиниста и оставил поклонение иконам, Кресту и святым мощам. Евдокимов распространял своё учение и собрал вокруг себя людей, разделяющих его неправославные взгляды. Один из последователей Евдокимова, цирюльник Фома Иванов, дошел до такой дерзости, что публично произносил в Чудове монастыре хулу на святого Алексия митрополита и разрубил ножом его икону[3]. В 1713 году был собран собор, на котором судили отступников и предали их анафеме. Фома Иванов принес покаяние за свой поступок, но его всё равно судили после этого гражданским судом и предали смертной казни. Остальных последователей, поскольку они не изменили своих воззрений, оставили под церковным запрещением. Вскоре Евдокимов овдовел и решил жениться вторично; он принес покаяние и был принят обратно в церковное общение, где заключил свой брак с новой супругой.

Митрополит Стефан работал над составлением своего знаменитого «Камня веры», который должен был служить, по его мысли, главным орудием православной полемики против протестантизма. Сам Стефан только в 1717 году после многих исправлений решил приступить к печатанию «Камня веры». В своём письме к архиепископу Черниговскому Антонию (Стаховскому) митрополит Стефан просил последнего, «аще где либо [в книге] жестокая досада на противников обретается, оную надобе удалити или умягчити»[4].

Как писал Антон Карташёв, «конечно, Стефану вовремя было сказано, что такое сочинение, вредное для государства, нуждавшегося в привлечении иностранцев, не будет напечатано». 27 ноября 1722 митрополит Стефан скончался, так и не увидев свой труд опубликованным[5].