Камера сенсорной депривации


Камера сенсорной депривации, также фло́атинг- или фло́утинг-капсула[источник не указан 1372 дня] (англ. isolation tank, flotation tank; float с англ. — «свободно плавать, держаться на поверхности») — камера, изолирующая человека от любых ощущений. Представляет собой бак, который сделан так, что внутрь него не проникают звуки, свет и запахи. Бак заполняется раствором высокой плотности (чаще всего раствором английской соли в воде), температура которого соответствует температуре человеческого тела. Человек, облачённый в специальный костюм и помещённый в жидкость внутри бака, ощущает себя пребывающим в невесомости.

Впервые камера сенсорной депривации была использована Джоном Лилли для изучения эффектов сенсорной депривации.

Джон Лилли, практикующий врач и нейропсихолог, в процессе изучения психоанализа в Национальном институте психического здоровья Лилли начал проводить эксперименты с физической изоляцией. В то время в нейрофизиологии стоял вопрос о том, что требуется мозгу для работы и откуда он берёт энергию. Одна из точек зрения состояла в том, что источник энергии является биологическим и внутренним, то есть не зависит от внешней среды, другая, что если все стимулы убрать, то мозг уснёт. Лилли решил проверить эту гипотезу, создав среду, полностью изолированную от внешних воздействий, и начал исследовать сознание и его связь с мозгом. Он разработал проект камеры для сенсорной депривации, в 1954 году создал первую такую камеру и сразу же начал её использовать. В то время он также занимался исследованиями ЛСД и ряда других веществ и их воздействия на сознание и использовал камеру для усиления их эффекта.

В конце 1970-х годов возможности терапевтического применения камер сенсорной депривации изучали Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST), см. [1].

Опыт пребывания в камере сенсорной депривации знаменитого физика Ричарда Фейнмана описан в книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»[1]. Фейнман был приглашён Джоном Лилли после того, как последний послушал лекцию Фейнмана по квантовой механике.

Актёр Николас Кейдж провёл некоторое время в камере сенсорной депривации для того, чтобы изучить чувство клаустрофобии, при подготовке к съёмкам фильма «Башни-близнецы». Его герой, сержант полиции, был погребён в завалах ВТЦ[2].