Каминский, Михаил Николаевич


Михаил Николаевич Каминский (2 ноября 1905 года, дер. Рябово, Калужская губерния[1] — 1982 год, Москва) — советский лётчик-испытатель и полярный лётчик, автор воспоминаний об арктических исследователях, моряках и авиаторах. Один из немногих проживших долгую жизнь пионеров полярной авиации.

Летал над Северным и Южным полюсами, провел долгую полярную ночь на дрейфующей станции «Северный полюс-5» (СП-5), участвовал в двух антарктических экспедициях.

С 1935 по 1939 годы выполнял авиационные рейсы на Чукотку. В 1940 году проводил изыскания воздушной трассы на Чукотку по северному побережью. В марте — апреле 1941 года Каминский — второй пилот и парторг в блестящей воздушной экспедиции И. И. Черевичного в район Северного полюса недоступности.

Участник Великой Отечественной войны. В начале войны М. Н. Каминский нёс сторожевую службу в западном секторе Арктики и проводил корабли в условиях блокады Карского моря немецкими подводными лодками. С начала 1943 года и до конца войны — находился в составе авиации дальнего действия — командир большого четырехмоторного ночного бомбардировщика «Пе-8» 25-го гвардейского авиационного полка.[2]

В 1947—1950 годах летом исследовал «белые пятна» на карте Заполярья с помощью аэросъемки, а зимой участвовал в первых высокоширотных экспедициях в приполюсном районе.

В 1950 году М. Н. Каминский испытывал в условиях Арктики первый самолет О. К. Антонова — «Ан-2» на лыжном шасси. В период организации станции «СП-5» (1955—1956 годы) в условиях полярной ночи «Ан-2» под управлением Каминского совершил 200 полетов и доставил в расположение лагеря 80 тонн грузов.[3]