Канада (мыслитель)


Канада (санскр. कणाद IAST: Kaṇāda), также известный как Кашьяпа, Улука, Кананда и Канабхук[1][2] — древний индийский естествоиспытатель и философ, основатель школы Вайшешика в индийской философии, которая представляет собой раннюю индийскую школу физики[3][4].

Считается, что он жил в период VI—II вв до н. э., о его жизни известно довольно мало[4][5][6]. Его традиционное имя «Канада» означает «пожиратель атомов»[7], и он известен разработкой основ атомистического подхода к физике и философии в трактате Вайшешика-сутра[8]. Его текст также известен как Канада-сутра, или «Афоризмы Канады»[9][10].

Школа, основанная Канадой, объясняет создание и существование вселенной, предлагая атомистическую теорию с применением логики и реализма, и является одной из самых ранних известных систематических реалистических онтологий в истории человечества[11]. Канада предположил, что все можно разделить на части, но это разделение не может продолжаться вечно, и должны быть мельчайшие сущности (парману), которые нельзя разделить, которые вечны, которые объединяются различным образом, образуя сложные субстанции и предметы с уникальной идентичностью. Этот процесс включает в себя тепло, и это основа всего материального существования[12][13]. Он использовал эти идеи в сочетании с концепцией Атмана (дух, Я) для разработки не-теистических средств мокши[14]. Если смотреть через призму физики, его идеи подразумевают четкую роль наблюдателя как независимого от изучаемой системы. Идеи Канады оказали влияние на другие школы индуизма, и за свою историю стали тесно связаны со школой индусской философии Ньяя[11].

Система Канады говорит о шести свойствах (падартха), которые можно назвать и познать. Он утверждает, что этого достаточно, чтобы описать все во Вселенной, включая наблюдателей. К этим шести категориям относятся дравья (субстанция), гуна (качество), карман (движение), саманья (время), вишеша (особенность) и самавая (принадлежность). Существует девять классов субстанций (дравья), некоторые из которых являются атомарными, некоторые не-атомарными, а другие являются вездесущими. Идеи Канады охватывают широкий спектр областей, и они повлияли не только на философов, но, возможно, и на ученых в других областях, таких как Чарака, автора медицинского трактата Чарака-самхита[15].

Временной период, в котором жил Канада, остается неясен и является предметом долгих споров[11]. В своем обзоре 1961 года Рипе утверждает, что Канада жил в III—II вв до н. э., но убедительных доказательств и более точной датировки привести не представляется возможным[16].