Канал имени Москвы


Кана́л и́мени Москвы́ (сокращённо КиМ, до 1947 года — канал Москва — Волга) — канал, соединяющий реку Москву с Волгой.

Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина составляет 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м[2]. Даёт Москве более 60 % всей потребляемой питьевой и промышленной воды[3]. Уровень воды на Волге в месте забора в канал — 124 м, на выходе (перед Карамышевской плотиной на Москве-реке) — 126 м, наивысший участок в 162,1 м находится между Икшей и Химками[4].

К началу 1930-х годов в Москве из-за роста населения начала сказываться нехватка питьевой и технической воды, так как пропускная способность Рублёвского водопровода не удовлетворяла потребности столицы в воде. На июньском (15 июня 1931 года) пленуме ЦК ВКП(б) по докладу Л. М. Кагановича о положении с водой в столице и других городах для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях, было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы.

Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала «Москва — Волга», поручив его Наркомводу СССР. СНК СССР 10 октября 1931 года принял «Положение о государственном строительстве по сооружению канала Москва — Волга и Московского порта „Москаналстрой“», возложив на последний постройку сооружений, обеспечивающих водоснабжение Москвы, устройство в Москве порта и создание водного пути, соединяющего Москву с Волгой[5].

27 февраля 1932 года строительство канала было включено в число «ударных объектов» по постановлению Совета труда и обороны при СНК СССР[5].

1 июня 1932 года постановлением СНК СССР № 859 была утверждена трасса канала через Дмитров с предписанием «немедленно приступить к сооружению водного канала Волга — Москва», на что было отведено всего два года, до ноября 1934 года. Наркомтруду СССР было поручено выделить управлению строительства районы для вербовки рабочей силы, а также разрешить использовать на строительстве персональные ресурсы, техперсонал и оборудование, освобождающиеся от работ на Беломорско-Балтийском канале. Начальником строительства был назначен бывший начальник Беломорстроя ОГПУ Л. И. Коган (постановление СНК СССР от 28 мая 1932 года, приказа ОГПУ № 536 от 9 июня 1932 года)[5].


Мосты через канал

«Мост Бачелиса» через шлюз № 8, Щукино
Яхромский ЖД-мост у Деденёво