Канатный трамвай Сан-Франциско


Канатный трамвай в Сан-Франциско (англ. San Francisco cable car system) — один из видов общественного транспорта в Сан-Франциско и одна из достопримечательностей города. Канатный трамвай представляет собой гибрид трамвая с фуникулёром, от которого взято приведение вагона в движение механическим соединённым с ним металлическим тросом, перемещаемым вдоль трассы за счёт энергии двигателя, находящегося не в подвижном составе, а на стационарной площадке в депо или на тяговой подстанции.

Система канатного трамвая включена в Национальный регистр исторических мест США. Сейчас система канатного трамвая перевозит в основном туристов.

Система канатного трамвая эксплуатируется муниципальной организацией San Francisco Municipal Railway (разг. — Muni), которая эксплуатирует все виды общественного транспорта Сан-Франциско, за исключением пригородного метрополитена BART. Тарифная система канатного трамвая несколько отличается от тарифной системы других видов транспорта Muni (электрический трамвай, автобус, троллейбус): одноразовые билеты Muni действительны на канатном трамвае только после доплаты, но проездные Muni действуют без доплаты.

Первая успешно работающая канатная уличная железная дорога была открыта в Сан-Франциско в 1873 году, она называлась Clay Street Hill Railroad. Учредителем этой дороги был Эндрю Смит Хэллидай (англ. Andrew Smith Hallidie), а главным инженером — Уильям Эппелшеймер (англ. William Eppelsheimer). Патент на эту конструкцию принадлежал Эбнеру Даблдею (англ. Abner Doubleday). На линии использовались вагоны, которые цеплялись к тросу с помощью специального механизма.

Перевозки пассажиров по линии начались 1 сентября 1873 года. Её успешное функционирование стало образцом для последующих операторов уличной канатной железной дороги в Сан-Франциско и в других местах.

Канатный трамвай пользовался успехом. Многие предприниматели строили трамваи такого типа в Сан-Франциско и других городах. Благодаря патентным выплатам Эндрю Хэллидай стал богатым человеком.