Канижаи, Дежё


Дежё Канижаи (венг. Kanizsai Dezső, 1886—1981[1]) — венгерский аудиолог и сурдопедагог. Канижаи работал в Еврейской школе для глухих в Будапеште с 1907 года[1]. В межвоенный период он опубликовал методическую программу собственной разработки. Школа на площади Мехико, где он преподавал, превратилась в клуб глухих евреев города.

После оккупации Венгрии в марте 1944 года Канижаи удалось сохранять детей в безопасности до конца войны. «Почти все выжившие [глухие евреи Венгрии] посещали Еврейскую школу для глухих на площади Мехико»[2]. По окончании войны Канижаи вернулся к научной деятельности и педагогике; он стал автором популярных венгерских учебников по сурдопедагогике[1], кандидатом педагогических наук (1958) и доктором психологических наук (1972).

Количество евреев в Будапеште до начала Холокоста оценивалось в 200 000[3]. Несмотря на антисемитские настроения в обществе, евреи жили в относительной безопасности и были хорошо интегрированы в политику и экономику страны[4]. После оккупации Еврейская школа Канижаи предоставила убежище и обучила до 45 глухих и 12 слепых детей[5]. Будапештские глухие евреи всех возрастов использовали школу как безопасное место встречи[6].

Мемуарист Израэль Дойч, поступивший в школу в пятилетнем возрасте, описывал Канижаи так: «Высокий мужчина с крупным, развитым телом и несколькими рыжими прядями в белоснежных волосах. Он жил в школе вместе с детьми. Он был евреем, как и большинство наставников и учителей»[7]. Согласно Дойчу, Канижаи был строгим, а иногда и безжалостным к нарушениям дисциплины, и «регулярно [публично] шлёпал непослушных детей»[8]. Другие учителя также били и унижали детей[8]. В конце войны Дойчу настолько надоело, что Канижаи относился к нему «как к рабу» и «ломовой лошади», что сбежал из школы[9].

19 марта 1944 года немецкие войска заняли Венгрию. Прибывший вместе с ними Адольф Эйхман занялся физическим уничтожением венгерских евреев[10]. На следующий день после оккупации Херман Крумай[нем.] организовал собрание всех еврейских педагогов, включая Канижаи, и сообщил о закрытии всех еврейских школ[10]. Всех детей следовало собрать в бывшем сиротском доме для мальчиков[10]. Согласно планам по «окончательному решению еврейского вопроса», следующим шагом была отправка детей в концентрационные лагеря на окраинах, а затем — в лагеря уничтожения[10].