Капле, Андре


Андре Капле (фр. André Caplet; 23 ноября 1878, Гавр, Франция — 22 апреля 1925, Нёйи-сюр-Сен, департамент О-де-Сен) — французский композитор и дирижёр. В его творчестве прослеживается влияние эстетики музыкального символизма и импрессионизма, что во многом было обусловлено его тесными и дружескими контактами с композитором Клодом Дебюсси, для которого он осуществил несколько переложений и оркестровых аранжировок[1].

В детстве учился музыке и игре на скрипке в родном Гавре, с 12 лет работал в оркестре местного театра[1]. В 1896 году поступил в Парижскую консерваторию, где занимался по классу композиции у Шарля Леневё, Ксавье Леру и Поля Видаля[2].

Как дирижёр Капле дебютировал в 1896 году в концертах Эдуара Колонна. В 1901 году получил Римскую премию за кантату «Мирра» (Myrrha), при этом только вторую премию получил Морис Равель[3]. С 1906 года в Гавре участвовал в деятельности организованного Ж. Ж. Обри (G. Jean-Aubry) и Т. Ж. Гэриэттом «Кружке новой музыки», пропагандирующем сочинения молодых композиторов. В рамках деятельности «Кружка» Капле организовывал концерты из музыки Дебюсси, которого они признали номинальным главой своего объединения. Капле совершенствовался в композиции у К. Дебюсси с которым познакомился в 1907 году и в дальнейшем был связан с композитором тесной творческой дружбой, вёл с ним активную переписку. В апреле 1908 года Дебюсси после ознакомления с вокальными сочинениями Капле на стихи Ж. Ж. Обри писал:

Этот Капле — Художник. Он умеет найти верный колорит и соединяет его с красивой выразительностью. Также и чувство формы, что в нашу эпоху господства музыки или наскоро состряпанной или же герметически закупоренной встречается гораздо реже, чем люди это предполагают!— К. Дебюсси. Письмо Ж. Ж. Обри от 1 апреля 1908

Первое из сохранившихся писем Дебюсси к Капле датировано ноябрем 1908 года[4]. Капле дирижировал премьерой мистерии «Мученичество святого Себастьяна»[5][6] в Париже в 1911 году и премьерой оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Лондоне в 1912 году в театре Ковент-Гарден[2]. Сделал ряд клавирных переложений и оркестровых аранжировок целого ряда сочинений Дебюсси («Мученичество святого Себастьяна», балет «Ящик с игрушками», фортепианная сюита «Детский уголок», «Лунный свет» из Бергамасской сюиты, кантата «Блудный сын», симфонические эскизы «Море», симфоническая сюита «Иберия» и др.). Также по просьбе Дебюсси иногда проверял и правил вместо него корректуры его сочинений. Они были настолько близки, что Дебюсси скрывая от своей жены Эммы материальные проблемы некоторую часть своей переписки перевёл на адрес Андре Капле[7].