Капризница


«Капризница» (от фр. La Boudeuse; дословно «Надувшая губы»)[комм. 1] — картина французского живописца Антуана Ватто из собрания Государственного Эрмитажа (инв. ГЭ-4120). Датируемая периодом французского стиля регентства (1716—1719 годами), картина на протяжении долгого времени находилась в Англии в собраниях государственного деятеля Роберта Уолпола, его сына писателя Хораса Уолпола и их наследников; сменив нескольких владельцев в середине XIX века, она вошла в собрание графа П. С. Строганова в Санкт-Петербурге, с 1923 года в собрании ЭрмитажаПерейти к разделу «История».

«Капризница», изображающая на переднем плане молодую пару посреди пейзажного фона, представляет собой довольно редкий пример двухфигурной парковой композиции; не раз бывшая предметом искусствоведческих интерпретаций, она считается одной из лучших «галантных сцен» позднего периода творчества ВаттоПерейти к разделу «Описание». Однако, гравюра с этой картины, выполненная работавшим в Англии художником Филиппом Мерсье, не фигуровала в сборнике гравюр с картин Ватто; это обстоятельство вызвало спор об авторстве картины, разрешившийся в ходе исследования её истории владенияПерейти к разделу «Гравюра Филиппа Мерсье и проблема авторства картины».

На картине изображены молодая женщина в тёмно-оливковом платье и её кавалер в жёлтом кафтане и малиновом берете со страусиным пером. Пара находится в парке, девушка сидит на каменном постаменте спиной к своему кавалеру и имеет несколько капризное выражение лица. Вдали видна прогуливающаяся пара и группы людей, сидящих на траве.

Ю. Г. Шапиро в своём обзоре коллекций Эрмитажа отдельно остановился на «Капризнице»: