Капрони, Джованни Баттиста


Дж(ов)анни Баттиста Капрони (итал. Gi(ov)anni Battista Caproni; 3 июля 1886, Арко — 27 октября 1957, Рим) — итальянский авиаконструктор, основатель авиастроительной компании Caproni. В 1940 году получил титул графа Тальедо (Conte de Taliedo) — в честь района Милана, где он оборудовал взлётно-посадочную полосу[3].

Капрони родился 3 июля 1886 года в Арко, Трентино, регионе, который в то время принадлежал Австро-Венгрии, но затем вошёл в состав Италии в 1907 году. Изучал гражданское строительство в Мюнхенском техническом университете. Продолжил образование в институте Монтефиори в Льеже, где получил докторскую степень по электротехнике. Там же он познакомился с Анри Коанда, с которым впоследствии сотрудничал[4].

В 1908 году Капрони основал в Милане завод «Капрони», где занялся производством бипланов[4]. В 1909 году он открыл промышленный аэропорт возле Кашина-Мальпенса — современного аэропорта Мальпенса — для производства и испытания своих самолётов. В 1910 году он построил Caproni Ca.1, который стал первым итальянским самолётом, который был разбит во время своего первого полета 27 мая 1910 года.

В 1911 году, когда его компания получила название Società de Agostini e Caproni, он перешел на строительство монопланов, в производстве которых он добился больших успехов. В 1914 году он испытал первый многомоторный самолет в Италии, трехмоторный биплан, впоследствии получивший название Caproni Ca.31. После того, как Италия вступила в Первую мировую войну в 1915 году, он посвятил свои усилия разработке и созданию бомбардировщиков[4]. Позже его компания была переименована в Società Caproni e Comitti.

Капрони был одним из сторонников развития пассажирских самолётов и разработал вариант конверсии бомбардировщика Са.4 в авиалайнер Са.48. Несмотря на то, что Ca.48 произвёл на публику очень благоприятное впечатление, вероятно, он так и не поступил в авиалинии, и 2 августа 1919 года Ca.48 потерпел крушение под Вероной, Италия, убив всех на борту (14, 15, или 17 человек, по разным данным), в результате первой катастрофы коммерческой авиации в Италии и одной из самых ранних и, в то время, самых смертоносных катастроф авиалайнера в истории[5][6][7][8]. В 1921 году он построил прототип гигантского трансатлантического пассажирского гидросамолета Caproni Ca.60 Noviplano вместимостью 100 пассажиров, но он оказался ненадёжным и потерпел крушение во втором полете. Он также занимался разработкой планеров[4].