Каргопольская культура


Каргопольская культура — археологическая культура эпохи неолита, имеющая распространение на юго-западе Архангельской области и севере Вологодской области, в районе озёр Лача, Воже, Кенозеро и, отчасти, Белого озера. Относится к кругу культур ямочно-гребенчатой керамики.

Была выделена в 1947—1952 годах, когда М. Е. Фосс включила в неё все известные тогда памятники, вплоть до эпохи раннего металла. Теперь памятники неолита в Восточном Прионежье объединены в одну культуру, сохранившую название каргопольской по месту основных находок на территории Каргопольского района Архангельской области РСФСР[1], а памятники позднего неолитаэнеолита выделены в особую группу, названную памятниками типа Модлона.

Ареал каргопольской культуры имеет сравнительно четкие границы на севере до истока реки Онеги, на востоке и юго-востоке до верхнего течения реки Сухоны. На западе разграничение с карельской культурой довольно неопределенно. Общее число поселений, стоянок и могильников — около 90 (Кубенино, Андозеро 2, Андозеро 5, Сухое, Ольский Мыс, Яглобойская, Тихманга, Против Гостиного берега, Мыс Бревенный, Кубенино, Селище, Погостище, Караваевская, Верхнее Веретье, Устье Шолы-1 и др.)[2][3].

Поселения каргопольской культуры расположены на повышенных участках берегов озёр и рек, в устьях рек, около озёрных лагун. Сейчас многие из них подтоплены, но во время их существования уровень воды ниже. Поселения постоянного типа удалены от озёрных открытых берегов, их площадь достигает иногда 3000 м², мощность культурного слоя — до 50—60 см. Временные стоянки имеют малую площадь, слабо насыщенный остатками и тонкий культурный слой, они расположены нередко на дюнных всхолмлениях у больших озёр. Возможно, это были промысловые стойбища.

Древнейшие памятники каргопольской культуры относятся к концу мезолита и характеризуются грубыми кремнёвыми орудиями, костяными наконечниками стрел. В IV тысячелетии до н. э. появляется керамика с орнаментом из крупных ямок, постепенно сменяющаяся керамикой с ямочно-гребенчатым орнаментом. Кремнёвые орудия приобретают чисто неолитический облик, появляются кремнёвые фигурки животных, глиняные изображения человека. В конце II тысячелетия до н. э. среди керамики преобладает гладкая и сетчатая, кремень почти выходит из употребления.