Кардинер, Абрам


Абрам Кардинер (англ. Abram Kardiner; 17 августа 1892, Нью-Йорк — 20 июля 1981, Истон, Коннектикут) — американский антрополог и психоаналитик. Основатель психологической антропологии.

Абрам Кардинер родился в Нью-Йорке, в Нижнем Ист-Сайде в семье эмигрантов. Закончил Городской колледж Нью-Йорка, затем Корнеллскую медицинскую школу. В 1921—1922 годах был студентом-пациентом Зигмунда Фрейда в Вене. Общение с Фрейдом, Отто Ранком и другими психоаналитиками многому его научило, позже Кардинер рассказал об этом опыте в книге воспоминаний «Мой анализ с Фрейдом» (1977).

Был одним из основателей Нью-Йоркского психоаналитического института в 1930 году и добился назначения директором его образовательных программ известного венгерского психоаналитика Радо Шандора. В 1941 году в институте произошёл раскол, Кардинер покинул его. В 1945 году они вместе с Радо и Девидом Леви основали Университетский центр психоаналитических исследований и подготовки при клинике Колумбийского университета. Кардинер был его директором, а с 1957 года — профессором клинической психиатрии Колумбийского университета. Исследовал проблемы посттравматического стрессового расстройства (т. н. «военный невроз»), социальной адаптации. Пришёл к выводу, что развитие «военного невроза» в значительной мере является результатом дезадаптации участников боевых действий в послевоенных условиях. Его исследования легли в основу современной теории социальной травмы. Ближайшим коллегой Кардинера был этнопсихолог и антрополог Ральф Линтон (1893—1953).

Абрам Кадинер объединил психоанализ, клиническую психиатрию и культурную антропологию и стал таким образом ключевой фигурой для нескольких научных школ. Его полагают неофрейдистом, однако точнее его подход можно определить как психоаналитическую антропологию (или психологическую антропологию), поскольку он в своей работе широко привлекал материал полевых антропологических исследований. Внёс вклад в формирование школы «культура и личность» (Р. Бенедикт, М. Мид) с концепцией «базовой личности». Его исследования травматического невроза стали основой и для практической клинической работы, и для теоретических разработок. Эта школа, благодаря большому влиянию работ Маргарет Мид, легла в основу сравнительной этнографии детства.

Также Кардинер повлиял своей разработкой проблем адаптации на исследования расовых отношений в США, хотя современные критики указывают на откровенно расистские рассуждения в его анализе «базовой личности» архаичных этносов.