Гризи, Карлотта


Карло́тта Гри́зи (итал. Carlotta Grisi, Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи; 1819—1899) — итальянская прима-балерина эпохи романтизма, первая исполнительница главной партии в балете «Жизель».

Карлотта Гризи родилась 29 июня 1819 года в селении Висинада (Visinada)[1] неподалёку от города Пореч (Италия). Хотя родители Карлотты никакого отношения к театру не имели (её отец Винченцо Гризи прибыл из Кремоны и работал в отделе общественной инспекции; мать, Мария Боскетти (Boschetti) тоже не была ни актрисой, ни музыкантом[1]), она принадлежала к театральной, в первую очередь, оперной, семье: её старшая сестра Эрнеста (1816—1895), певица с отличным контральто, была супругой писателя и театрального критика Теофиля Готье. Кузины были известными певицами: меццо-сопрано Джудитта Гризи (1805—1840) и сопрано Джулия Гризи (1811—1869), мужем которой был тенор Джованни Марио. Тётка Джузеппина Грассини также была певицей (ходили слухи, что у неё был роман с Наполеоном[2]), а дядя был одним из преподавателей вокала Джулии[источник не указан 1478 дней].

Карлотта пошла в своих родственниц — у неё тоже проявились вокальные способности (сопрано[3]). Но это её тогда мало интересовало. С детства она мечтала о балете. В 7 лет она была зачислена в школу при Ла Скала в Милане, где училась у Гийе[4]. А в 10 лет она уже танцевала в кордебалете на сцене прославленного Ла Скала, исполняя детские роли в балете «Ипермнестра», в котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в «Le Mine di Polonia» (Подземелье Польши). В 13 лет, в 1832 году, она официально дебютировала в миланском театре «Каноббиана» в балете «Семеро новобранцев» (балетмейстер Л. Астольфи)[4].

Когда Карлотте было 14 лет, её сестра Эрнеста гастролировала по Италии, и Карлотта отправилась в турне вместе с ней: старшая сестра пела, младшая исполняла балетные танцы. Эта поездка перевернула всю дальнейшую судьбу юной Карлотты. Они выступали в нескольких итальянских городах, в том числе и в Неаполе, где в это же время находился известный французский хореограф Жюль Перро, он увидел юную танцовщицу и заметил её дарование. Стать ученицей и партнершей самого Перро — это ли не предел желаний начинающей балерины. И это желание свершилось.