Дольчи, Карло


Карло Дольчи (итал. Carlo Dolci; 25 мая 1616, Флоренция — 17 января 1686, там же) — флорентийский художник зрелого барокко.

Ещё ребёнком, отправленный на обучение в художественную школу Якопо Виньяли, показал недюжинное дарование в области живописи. К началу 1640-х годов под воздействием «светло-тёмной» манеры художника Гвидо Рени, придаёт своим полотнам более интенсивное, красочное выражение. Через десять лет, в 1650-е годы, большее внимание уделяет вырисовке фигур на заднем плане картин. В эти годы и позднее развивает традиции Филиппо Липпи и Перуджино. В конце жизни Дольчи делает изображения своих персонажей на картинах более неподвижными и тяжёлыми, дабы подчеркнуть их религиозность.

Дольчи был знаменит своей набожностью и тщательной проработкой полотен. Рассказывали, что к каждой Пасхе он создавал новое изображение Христа в терновом венце. «Скоропишущий» Лука Джордано, за это своё качество получивший прозвище Лука Фа-Престо, советовал ему писать быстрее, дабы не умереть от голода, и в качестве примера за пять часов написал больше, чем Дольчи за несколько месяцев; после этого старый мастер впал в отчаяние и до последнего дня жизни пребывал в депрессии. На склоне лет ему помогала в мастерской дочь Агнесса (Аньезе); впрочем, её кисть практически неотличима от отцовской.

В период сентиментализма (конец XVIII века) Дольчи был в большой моде у знатных ценителей искусства, которые вывезли многие его произведения в северную половину Европы.