Липпи, Филиппо


Фра Филиппо ди Томмазо Липпи (итал. Fra Filippo di Tommaso Lippi; 23 июня 1406, Флоренция, Тоскана — 8 октября 1469, Сполето, Перуджа) — итальянский живописец раннего Возрождения. Один из виднейших представителей флорентийской школы периода кватроченто. Отец живописца Филиппино Липпи.

Филиппо Липпи родился во Флоренции, в семье бедного мясника Томмазо ди Липпо и Антонии ди сер Биндо Серниджи, умершей при родах. Вскоре он потерял и отца. В возрасте двух лет он был доверен вместе с братом Джованни сестре отца. В возрасте восьми лет, в 1414 году, он был принят вместе с братом монахами-кармелитами из близлежащего монастыря (Сonvento del Carmine). 8 июня 1421 года Филиппo принял обет, сохранив имя, данное при крещении. Отсюда приставка «фра» (сокращение от итал. frate, то есть брат).

В 1424 году он стал свидетелем росписи Мазолино да Паникале и Мазаччо капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, что сыграло решающую роль в его художественном призвании. Другими образцами для художника стали произведения скульпторов Донателло, Луки делла Роббиа, Нанни ди Банко и Филиппо Брунеллески. На его художественное образование также повлиял Фра Беато Анджелико да Фьезоле[4].

В июле 1424 года художник был в Пистое и Сиене, а в августе 1426 года отправился в Прато. В 1430 году документы монастыря впервые определяют его как «живописца». Бросив в 1431 году монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Согласно «Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, художник был захвачен в Анконе в плен берберийскими пиратами: «Все были схвачены шайкой мавров, рыскавших по этим местам, увезены в Берберию, прикованы цепями, обращены в рабство и провели там с большими лишениями восемнадцать месяцев». И будто Липпи так поразил хозяина искусством рисунка, что тот отпустил его на волю. Однако это предание заимствовано Вазари у новеллиста M. Банделло (новелла 58, часть I) и не подтверждается документально[5].

Возможно, что в 1432 году Филиппо Липпи уехал из монастыря в Падую. В различных источниках упоминается серия работ для Падуи, в том числе в сотрудничестве с Ансуино да Форли, но все результаты его деятельности этого периода утрачены. В Падуе Липпи соприкоснулся с фламандской живописью и с колоритом художников венецианской школы. Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время вместе с Никколо Пиццоло в Падуе, в 1434—1438 годах — над росписью капеллы палаццо дель Подеста в Прато (1453—1465), затем в Сполето.