Донателло


Донате́лло (итал. Donatello — «Маленький Донато»), полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди (итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi; 1386, Флоренция, Тоскана — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения флорентийской школы.

Наряду с Леоном Баттистой Альберти, Филиппо Брунеллески и Мазаччо считается одним из основоположников нового ренессансного искусства, в частности ренессансной монументальной скульптуры и рельефа, а также жанра скульптурного портрета. Известен под прозванием «Донато флорентиец» (Donato fiorentino).

Донателло родился во Флоренции в 1386 году в семье Никколо ди Бетто Барди, чесальщика шерсти. Был в Пистойе, где, возможно, учился, как было принято в то время, в мастерской ювелира, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. В Пистойе молодой Донателло помогал Филиппо Брунеллески в работе над серебряными фигурами алтаря Святого Иакова (ему было тогда 13 или 14 лет) — и с этого времени дружба связала двух мастеров на всю жизнь.

В 1404 году Донателло вернулся во Флоренцию, чтобы сотрудничать в мастерской скульптора, бронзолитейщика и чеканщика Лоренцо Гиберти, вплоть до 1407 года, до создания восковых моделей рельефов северной двери флорентийского Баптистерия. Эта деятельность, связанная с обработкой металлов, также позволяет предположить, что он знал основы ювелирного дела. Запись в реестре «гильдии живописцев» 1412 года указывает на него как на «ювелира и каменотеса»[4].

С 1402 по 1404 год Донателло вместе с Филиппо Брунеллески, который был на десять лет старше него, посетил Рим с целью изучения «антиков». Между ними сложилось профессиональное взаимопонимание. Пребывание в Риме имело решающее значение для последующего творчества обоих художников. Во Флоренции почти не осталось памятников античного искусства, которые в изобилии, несмотря на многие разрушения, сохранились в Вечном городе. Специальные исследования подтверждают раннее посещение Донателло и Брунеллески Рима ещё до начала их активного творчества во Флоренции[5]. В те годы такое путешествие через границы постоянно враждующих между собой государств представляло собой весьма опасное предприятие. Прибыв на место и вооружившись киркой и лопатой, по рассказу Джорджо Вазари, архитектор и скульптор работали на Римском форуме, сооружения которого в то время были полузасыпаны землёй. Жители Рима будто не замечали руин величественных сооружений и пасли на форуме коров. Его так и называли: «Коровий выгон» (Campo Vaccino). Дело дошло до того, что художников чуть было не убили, поскольку их приняли за искателей спрятанных в земле сокровищ. Время преклонения перед античностью в Риме ещё не наступило.

Брунеллески зарисовывал детали древнеримских ордеров, капители, обломки карнизов, обмерял планы отдельных сооружений, Донателло рисовал обломки античных статуй. Брунеллески в то время было 25 лет, а Донателло всего 16. После возвращения в родную Флоренцию оба художника стали работать по-новому.