Гиберти, Лоренцо


Лоре́нцо Гибе́рти (итал. Lorenzo Ghiberti; 1378[1][2][…], Флоренция — 1 декабря 1455[1], Флоренция[3]) — итальянский скульптор, ювелир, архитектор, историк и теоретик искусства периода кватроченто — раннего итальянского Возрождения.

Лоренцо Гиберти был сыном психически нездорового торговца (по утверждению самого Лоренцо — нотариуса), поэтому рос со своей матерью, монной Фиоре — «дочерью рабочего из Валь-ди-Сьеве», и отчимом — золотых дел мастером Бартоло ди Микеле (по прозванию «Бартолуччо»), законным сыном которого Лоренцо долгое время считался. У отчима Лоренцо учился живописи, грамматике и ювелирному искусству[4][5].

В 1401 году во Флоренции Гильдия торговцев тканями «Арте ди Калимала» (Consoli dell’Arte di Calimala) объявил конкурс на украшение рельефами двух бронзовых дверей Флорентийского баптистерия. В cоревновании приняли участие Филиппо Брунеллески, Якопо делла Кверча, Симоне да Колле, Никколо ди Лука Спинелли, Франческо ди Вальдамбрино, Никколо ди Пьетро Ламберти и ряд других опытных мастеров. Молодой Лоренцо также принял участие в продолжавшемся год конкурсе. Работа, представленная Лоренцо Гиберти на заданную тему — бронзовый рельеф «Жертвоприношение Исаака», — по решению тридцати четырёх судей была признана лучшей (решение судей не было однозначным, в некоторых источниках, например в «Жизнеописании Брунеллески» Антонио ди Туччо Манетти, указывается, что победу присудили двум мастерам: Гиберти и Брунеллески)[6]. С тех пор и до 1424 года Гиберти и его мастерская работали над одном из важнейших художественных проектов того времени, выполнили двадцать восемь рельефных панелей для северных дверей Флорентийского баптистерия.

В 1406 году по постановлению флорентийской Синьории ремесленные цехи города в течение десяти лет должны были украсить четырнадцать ниш всех четырёх фасадов здания церкви Орсанмикеле статуями своих небесных покровителей. В 1414 году Гильдия торговцев тканями «Arte di Calimala» заказала Лоренцо Гиберти бронзовую статую Иоанна Крестителя (1414—1416). Позднее Гиберти по заказу «Arte della Lana» (Гильдии производителей шерсти) выполнил ещё одну статую для Орсанмикеле — Святого Первомученика Стефана (1428) и одну из статуй Святого Матфея (1419—1420) для «Arte di Cambio» (Гильдии банкиров). В 1415 году Гиберти женился на Марсилии ди Лука, дочери чесальщика шерсти, в 1417 году у него родился сын Томмазо, а в следующем году — Витторио. Около 1419 года художник обосновался в доме-студии Борго Аллегри во Флоренции, где он прожил до конца своей жизни[7].

В 1417 году Лоренцо Гиберти начал работу, которая продлилась почти десять лет, над двумя бронзовыми панелями для купели Сиенского баптистерия: «Крещение Христа» и «Взятие под стражу Иоанна Крестителя». В 1423 году Лоренцо стал членом Братства Святого Луки (Compagnia di San Luca), а в 1427 году — Гильдии мастеров обработки камня и дерева (all’Arte dei Maestri di pietra e legname). Его поездка в Венецию датируется 1424 годом, поскольку в Сиене в то время началась эпидемия[8].