Северные врата флорентийского Баптистерия


Северные врата флорентийского Баптистерия были созданы скульптором Лоренцо Гиберти в период между 1403 и 1424 годами и представляют собой его первый шедевр, до создания знаменитых «Врат рая».

Ворота повторяют композицию построения дверей, сделанных Андреа Пизано — 28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы (четырехлистники) и расположены в семь рядов по четыре, по два на каждой створке. На них представлены сцены из Нового завета, начиная с Благовещения и закачивая Святой Троицей. Они расположены снизу вверх и слева направо, начиная с нижнего третьего ряда. Такое расположение было выбрано не случайно, а для достижения кульминационной драматичности.

На нижних четырёх рельефах изображены 4 евангелиста и под ними 4 отца церкви. В уголках обрамления представлены сорок семь голов пророков и прорицателей, по шесть в ряду, за исключением последнего нижнего, там представлено только пять (не хватает центрального на левой створке. Вероятно, чтобы не мешать закрытию двери).

В центре произведения над рельефами «Рождество» и «Поклонение Волхвов» размещена надпись: «OPVS LAUREN/TII•FLOREN/TINI».

Между рельефами изображены растительные мотивы (плющ) и живность. Изображения живности возможно символизируют вред, который они могут нанести урожаю и надежду, что с помощью Христа, удастся держать их подальше и тем самым избежать голода. Они были сделаны по образцу слепков настоящих насекомых, ракообразных, земноводных и пресмыкающихся, в соответствии с методикой, описанной в трактате Ченнини Ченнино, и ставшей известной только после данной работы.

Косяк и архитрав двери были закончены учениками Гиберти уже после размещения двери на северной стороне (оригинал рамы остался на восточной стороне). На них изображена бронзовая гирлянда из различных цветов, оживленная птицами, пресмыкающимися и млекопитающими, клюющими фрукты или сидящими на ветвях. И в этом тоже присутствует некий суеверный подтекст. Двадцать шестая голова в тюрбане (пятый ряд сверху, вторая слева) представляет собой автопортрет самого художника. И скорее всего, это первый реалистический портрет эпохи Возрождения.