Якопо делла Кверча


Якопо делла Кверча, настоящее имя: Якопо ди Пьеро д’Аньоло ди Гварньери (итал. Jacopo di Piero d'Agnolo di Guarnieri, detto: Jacopo della Quercia[3]; ок. 1374, Сиена, Тоскана — 20 октября 1438, Сиена, Тоскана) — итальянский скульптор переходной эпохи от Cредневековья к раннему Возрождению флорентийской школы.

Якопо делла Кверча родился в 70-х годах XIV века в Сиене (Тоскана). Сообщение Джорджо Вазари, что скульптор родился в местечке Кверча, в сельской местности Сиены, расположенной на границе с флорентийским государством, не имеeт под собой оснований из-за эпитета «от дуба», в значении: «здоровяк, крепыш» (dalla Quercia); это наименование не является ничем иным, как поздним облагораживанием прозвища, под которым уже был известен дед Якопо: Анджело «делла Гверчия» (della Guercia; guercio — косой, косоглазый; прозвание, означавшее, по-видимому, косоглазие прабабушки скульптора)[4].

Его отец —Пьеро д’Анджело (или д’Аньоло) ди Гварньери, мать — некая Маддалена, более известная как Лена. В семье было ещё двое детей. Отец был ювелиром и резчиком по дереву, занимал различные государственные должности в Сиене и создал для сиенского Собора изображения трёх ангелов из деревa (не сохранились). Около 1378 года он работал в Лукке, позднее переехал с семьёй в этот город[5].

Первые из своих работ Якопо выполнил в Сиене в возрасте девятнадцати лет. Это была конная статуя Джованни д’Аццо Убальдини, входившая в надгробный памятник воину, погибшему в 1390 году вместе с Джованни Тедеско да Пьетрамала. В то время Сиена воевала с Флоренцией. Сиенцы решили устроить Джованни Тедеско пышные похороны. Городской совет постановил создать для траурного шествия конную статую умершего, бoлее натуральной величины. Эту статую и выполнил Якопо. Согласно рассказу Вазари, он сделал деревянный каркас из досок, закутал его в сено и паклю и обмазал глиной, смешанной с кусками полотна и клеем. Когда конструкция высохла, Якопо покрасил её белой краской. Получилась статуя, одновременно лёгкая и похожая на мраморную. После этого Сиенский собор дал Якопо работу — он должен был выполнить мраморные статуи пророков и деревянные барельефы. Но работа не была закончена — в Сиене разразилась чума, унёсшая жизни больше половины граждан. Однако, вопреки путанному рассказу Вазари, задокументировано, что гробница Джованни д’Аццо Убальдини в соборе Сиены сопровождалась не скульптурой, а расписной панелью, также изображающей вождя верхом на коне; в то время как деревянная конная статуя сопровождала, всё еще находящуюся в Сиенском соборе, гробницу Джованни Тедеско, умершего в 1395 году в Орвието[6].