Сиенский собор


Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) — кафедральный собор (Дуомо), освящённый в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta). Важный художественный и исторический памятник итальянской готики, средоточие средневековой и ренессансной культуры в истории Сиенской республики (1147—1555), города-государства в Тоскане, в Средней Италии. Расположен на Пьяцца дель Дуомо (Соборной площади) в центре города.

О ранней истории собора мало достоверных сведений. Согласно неподтвержденной легенде на его месте в древности был храм Минервы. В IX веке храм достаточно скромных размеров стоял примерно там, где ныне площадь перед фасадом существующего собора. Хотя он был невелик, здесь в 1058 году состоялось избрание папы Николая II и низложение Бенедикта X[3].

В конце XII века началось строительство ныне существующего собора. Традиционно считается, что он был освящен 18 ноября 1179 года[4], но только в 1196 году для организации строительства был создан специальный комитет граждан — Opera di Santa Maria. После 1258 года строительством руководили монахи цистерцианского ордена из близлежащего монастыря Сан-Гальгано[5].

Основные этапы строительства отражены в расходных книгах Сиенской республики. Документы 1215 года фиксируют крестообразный в плане трёхнефный храм с тремя порталами, купол не упоминается[6]. Начиная с 1226 и вплоть до 1264 года зафиксированы поставки чёрного и белого мрамора для отделки собора. Под 1259—1260 годами были записаны платежи за сооружение сводов трансепта и хора, и, наконец, в 1264 году совершена плата за медное «яблоко» на вершине купола[7].

В конце XIII века были начаты работы по украшению фасада. С 1284 по 1296 год ими руководил Джованни Пизано. По его замыслу оформлена нижняя часть фасада. Верхняя часть с большим круглым окном — окулюсом закончена уже в начале XIV века[8].

Следующим крупным этапом строительства была реконструкция собора в первой половине XIV века, когда на склоне вплотную к алтарной части соорудили баптистерий таким образом, что его своды оказалось вровень с фундаментом собора. Это позволило расширить внутреннее пространство хора в направлении баптистерия. В получившейся пристройке первый этаж был занят баптистерием, а второй — вновь образовавшимся дополнительным пространством хора и апсиды. Одновременно удлинили трансепт[8].