Надгробие


Надгро́бие, надгробный памятник (др.-греч. tάφος, лат. sepulcrum, нем. Grabmal) — композиция на месте захоронения. «Один из видов мемориальных сооружений, наземный знак над погребением; в отличие от гробницы или саркофага, вмещающих в себя тело умершего, и кенотафа, связанного с символическим погребением, надгробие выделяет место захоронения в окружающей среде (природной или архитектурной), символизирует погребённого и часто несёт знаки его идентификации — от социального статуса, имени до портретных черт»[1]. В зависимости от особенностей конкретной композиции разнообразные надгробия можно относить либо к скульптуре, либо к архитектуре малых форм.

В древности, у кочевых народов функцию надгробия выполняли холм, курган, тумулус, мегазил (вертикально поставленный камень, иногда со скульптурным изображением). Место героев, павших в бою, отмечалось врытым в землю камнем, копьём, мечом, трофеем или стелой. Шедеврами древнегреческой скульптуры являются мраморные надгробия Керамика (района захоронений в древних Афинах за городской стеной). Надгробные стелы дополняли эпитафиями, эпиграфами. В поздней античности, культуре эллинистической эпохи и в Византии «эпитафа» (греч. ἐπιτάφa, лат. epitapha — разновидность надгробного памятника, в отличие от надгробия подобно кенотафу, не связанная с местом захоронения, обычно это каменная плита, вделанная в стену храма внутри или снаружи с памятной надписью. Отсюда возник обычай и искусство сочинения письменных эпитафий (лат. legere sepulcra — читать, декламировать надгробную надпись).

В качестве надгробных монументов древние греки использовали не только стелы, но и керамические сосуды амфоры, лекифы, лутрофоры, наполненные оливковым маслом в качестве приношения умершим родственникам. Известны также дорогие мраморные лекифы больших размеров, украшенные рельефными изображениями. Они служили надгробными монументами и частично сохранились в районе Керамикa в Афинах. Лекифы в качестве важной части заупокойного культа изображали на мраморных надгробных стелах[2]. Захоронения бедных людей отмечали корзиной, в которую помещали еду и питьё для души умершего. Корзину накрывали мраморной плитой[3]. Древние этруски сжигали умерших, а пепел помещали в специальные биконические урны (иногда антропоморфные), терракотовые, мраморные или бронзовые саркофаги. Стенки такого саркофага украшали рельефами, изображающими сцены из земной жизни покойника, а на крышке саркофага помещали его скульптурное изображение. Чаще изображали фигуру знатного этруска, возлежащего за прощальной трапезой. Фигуру делали полой (со съёмной головой) и внутрь помещали прах покойного. Обычай сжигания умерших у этрусков переняли древние римляне, но перед этим обрядом с лица умершего снимали гипсовую форму, по которой изготавливали две восковые маски — одной накрывали лицо перед траурным обрядом («для жизненности»), другая (imago) оставалась в атриуме дома для напоминания (in memoriam) о предке[4].