Эпиграф


Эпи́граф (от др.-греч. ἐπι-γρᾰφή — «надпись»ἐπι — «на, сверх» + γράφω — «пишу») — это фрагмент текста, помещённый перед началом произведения или его части (после названия) и отделённый от основного текста графически (шрифтом, отбивкой) и структурно (поскольку противопоставлен основному тексту). Чаще всего в функции эпиграфа выступает цитата, авторство которой обычно указывается здесь же (хотя может и не указываться — особенно если оно широко известно). Основные задачи эпиграфа — включение в произведение элемента диалогичности: эпиграф предлагает читателю прочесть последующий текст в свете сформулированной в эпиграфе мысли, на фоне произведения, из которого эпиграф заимствован, или в свете сочинений автора эпиграфа[1].

Эпиграфы широко используются во всех жанрах литературы и кинематографа, также применяются в либретто и печатных изданиях музыкальных произведений. В зависимости от литературных и общественных настроений, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. Так, в первой половине XIX века ими зачастую пользовались для выражения начитанности и умения применить чужую мысль в новом смысле.

Иногда встречаются автоэпиграфы — цитаты, принадлежащие основному автору сочинения; такие автоэпиграфы могут быть подлинными (взятыми из более раннего сочинения того же автора) или мнимыми (сочинёнными одновременно с основным текстом). Примеры эпиграфов с вымышленными цитатами из «Ещё один великолепный МИФ» Роберта Асприна:

Иногда аналог эпиграфа помещается не перед, а после произведения. Общепринятого названия у такой цитаты нет. Писатель Юрий Нестеренко предложил называть ее «ипограф» (от греч. υπό — «под»).

Иногда в позиции эпиграфа (то есть между названием и основным текстом) употребляется не цитата, а какой-то иной короткий текстовый фрагмент (например, указание на то или иное историческое событие), — такой квазиэпиграф близок к подзаголовку.