Трофей (архитектура)


Трофе́й, тропеум (лат.  tropaeum, trophaeum; греч. τρόπαιον от τροπή — «поворот; обращение врагов в бегство»)[1] — тип древнеримского сооружения: монумента-трофея (памятника полководцу-триумфатору), а также в архитектуре и монументально-декоративном искусстве классицизма, неоклассицизма и ампира изобразительный мотив, представляющий военную арматуру — скульптурное, рельефное или живописное изображение оружия, военных доспехов и атрибутов.

Первоначально термин трофей не являлся синонимом «добычи», а являлся, скорее, сакральным объектом. Он представлял собой столб (или дерево, очищенное от ветвей и коры) на поле боя, на который воины Древней Греции и Древнего Рима после победы вешали доспехи побеждённого (трофей (добыча)): главным образом, панцирь и шлем, в знак того, что поле победы осталось за ними[2] . Воздвижение этого столба носило вотивный, посвятительный характер, о чём свидетельствуют древние тексты:

Значение изначально имело подвешивание оружия именно на дерево — дуб являлся священным деревом Зевса и, очевидно, заменял приношение в недоступный в данный момент храм.

Воздвижение трофея сопровождалось посвятительной надписью, о чём свидетельствуют реплики трагедий Еврипида[4].

Совершению обряда воздвижения трофея предавалось важное значение: как-то в войне Спарты и Аргоса за город Фирею в Лаконии исход битвы должна была решить «дуэль» между двумя отрядами по триста человек от обоих государств. Оба войска оставили по отряду и отступили. Два отряда начали сражение и бились день напролёт. К ночи в живых осталось только трое тяжелораненых — два аргосца и спартанец по имени Офриад. Сил биться дальше не было ни у кого, и оба аргосца, поддерживая друг друга, покинули поле битвы и ушли к своим — возвестить о победе. А спартанец остался и, собрав доспехи с убитых врагов, развесил их на дереве среди поля, написав своей кровью на щите: «Спартанцы — Зевсу, в дар от своей победы». Наутро к полю подошли оба войска. И те, и другие считали себя победителями, и хотя снова разгорелся конфликт и в случившемся уже более многолюдном сражении спартанцы вышли победителями, но поступок Офриада придал их победе особенно высокоморальный характер, так как благодаря его поступку поле сражения считалось за ними. Офриада чествовали как героя[5].

Другое упоминание нанесения крови на трофеи находим в рассказе о победе римлян над вождём франков Бутилином, когда река Капуя, переполненная трупами, вышла из берегов. На столбе, возведённом на её берегу, была патриотично начертана элегия: «О, счастливейшая река! Вместо трофея варварской кровью Пусть будет она окрашена»[6].