Никколо Пиццоло


Никко́ло Пи́ццоло или Никколо ди Джованни да Вилла Ганцерла (итал. Niccolò di Pietro da Villaganzerla, прозванный Pìzzolo (или Pìzolo); 1421, Падуя — 1453, Падуя) — итальянский художник и скульптор, представитель падуанской школы.

Никколо Пиццоло был сыном Пьетро Джованни да Вилла Ганцерла, глашатая падуанской коммуны[1]. Он родился в 1421 году в самой Падуе или в сельской местности вблизи этого города[2] — в местечке Вилла Ганцерла (к югу от Виченцы, рядом с Падуей)[3]. «Пиццоло» — прозвище, а не фамилия, либо за то, что он был самым младшим среди детей в семье[2][1], а по предположению Натальи Николаевой, ещё и за низкий рост[1]. Старший брат Никколо, Джованни Джерардино, родился до 1406 года. Возможно, разница в возрасте с Никколо (около пятнадцати лет) является причиной прозвища художника[3].

В соответствии с желанием родителей он должен был стать монахом, но индивидуальность юноши мало соответствовала его будущему призванию. Он часто ввязывался в драки, любил оружие и открыто демонстрировал его при любом удобном случае. В семнадцать лет он оказался в тюрьме, где был подвергнут пыткам[1].

Пиццоло был не только художником, но и торговцем. В одном из документов он обозначен как «живописец и торговец» (лат. «pictor publicus mercator»). Итальянский искусствовед Дж. Фьокко предположил, что Пиццоло был связан с мастерской своего старшего брата, Джерардино, который был владельцем мастерской тряпичного и портновского дела[1]. Живописью Пиццоло увлёкся рано, он работал помощником Филиппо Липпи, находившимся в Падуе в 1434 — 1437 / 1438 годах, вместе с Ансуино да Форли  (англ.) над росписью капеллы палаццо дель Подеста в Падуе (то есть в возрасте 13—17 лет)[2][1]. Его учителем итальянский историк XVI века Бернардино Скардеоне называл падуанского художника Франческо Скварчоне[2][1], однако это утверждение Джузеппе Фьокко подвергал сомнению[1][2], считая, что обучения у Филиппо Липпи было для Пиццоло вполне достаточно для овладения профессией[2]. Тем не менее, контакты Скварчоне и Пиццоло впоследствии бесспорны. В частности, Скварчоне в 1441 году был приглашён в Падую для оценки стоимости выполненных Пиццоло работ, а в 1450 году Скварчоне и Пиццоло вместе выступали в судебном заседании по поводу установления реального размера росписей, выполненных скончавшимся к тому времени Джованни Д’Алеманья  (англ.) в капелле Оветари  (англ.)[4]. Уже в возрасте 20 лет Пиццоло стал работать самостоятельно[1].

Имеются свидетельства о ранних картинах Пиццоло в Падуе и Монтеортоне[2]. С 1446 года Пиццоло работал со скульптором Донателло над рельефами для алтаря Санто в базилике Святого Антония. С апреля по июль 1447 года в документах упоминаются платежи Донателло за выполнение Пиццоло эскиза ангела. В документах по выплате денег за этот заказ Пиццоло назван «мастером», как и Донателло. Работа над заказом продолжалась вплоть до смерти Пиццоло[5].