Карсон, Дэвид


Дэвид Карсон (англ. David Carson; род. 8 сентября 1955) — американский графический дизайнер, арт-директор и сёрфингист. Наибольшую известность он приобрел в сфере типографики, став родоначальником направления гранж-типографии. Работа арт-директором журнала Ray Gun принесла Дэвиду Карсону всемирную славу.

В 1977 году он с отличием окончил Калифорнийский университет в Сан-Диего и получил степень бакалавра по специальности социология. С 1982 по 1987 год Карсон преподавал в школе «Торри Пайнс» в Сан-Диего, штате Калифорния. Дизайнерская биография Карсона началась в 1984 году, когда он был приглашен арт-директором в журнал Transworld Skateboarding, а затем в журнал Beach Culture (1989-1991), где он начал использовать сложнейшую фотографику и неординарные сочетания шрифтов. Превратив Beach Culture в один из самых авангардных журналов, Карсон, всё же не смог обеспечить ему коммерческий успех. Однако работа в журнале принесла ему более ста пятидесяти профессиональных наград в области графического дизайна.

Оглушительный успех дизайнеру принесла работа в журнале Ray Gun, который был посвящен альтернативной музыкальной культуре и образу жизни в стиле гранж. Дэвид Карсон обратился к энтропии как главному творческому принципу. Следуя этому творческому принципу, Карсон отказался от модульных сеток, усматривая в их использовании ненужную опеку художника. Называя сетки "костылём", он призвал к полной свободе творчества не только в рамках акциденции, но и в книгах и журналах[3].

"Я начал думать о некоторых своих решениях. Например, выборе между шрифтом Serif и San-Serif. По большей части это не представляет опасности для жизни. Почему бы не повеселиться?" (из выступления Дэвида Карсона на конференции TED, 2009)[4]

Верстка напоминала живописные холсты, на которые, словно при создании палимпсеста, послойно наносились буквы, строки и изображения. В этом смысле дизайн Карсона оказался генетически связан с поэтикой дадаизма и сюрреализма[5]. В половине номеров из тех шести выпусков журнала, в которых Карсон принимал участие, использовались его рисунки от руки. Главной особенностью его дизайна стали — игра со шрифтами, разнообразный интерлиньяж и запредельный кернинг. Творчество Карсона демонстрирует, насколько максимально можно "охладить" "горячие" медиа. Несмотря на то, что именно дизайн Карсона сделал журнал Ray Gun культовым, именно этот специфический дизайн стал причиной того, что издатель Марвин Скотт Джарретт все-таки расстался с Карсоном. Ray Gun был не единственным проектом Джарретта, и будучи опытным предпринимателем, он понимал, что для читателя этот журнал при всем своем визуальном новаторстве представлял своеобразную головоломку. Экспрессивный дизайн Карсона фактически противоречил основополагающей информативной функции любого издательского проекта.