Гранж


Гранж (англ. grunge, букв. «грязь», «надрыв», «пренебрежение»; известен также как саунд Сиэтла, англ. Seattle sound) — подстиль в альтернативном роке, развившийся из панк-рока и хэви-метала[2] в середине 1980-х годов в американском штате Вашингтон, прежде всего в Сиэтле и близлежащих городах. В период своего становления жанр был сконцентрирован вокруг исполнителей, записывающих материал на местном инди-лейбле Sub Pop, и андеграундной музыкальной сцены северо-западного региона (такие коллективы, как Green River, Mudhoney и Melvins). К началу 1990-х годов популярность гранжа распространилась на близлежащие штаты, в первую очередь затронув Калифорнию, а затем и на другие регионы страны, а также Австралию, за счёт чего возникло множество подражателей оригинального сиэтлского звука и появился повышенный интерес со стороны крупных звукозаписывающих фирм.

В начале — середине 1990-х гранж стал коммерчески успешным жанром и занял прочное место в музыкальном мейнстриме, на что повлияли высокие коммерческие показатели таких альбомов, как Nevermind (Nirvana), Ten (Pearl Jam), Badmotorfinger и Superunknown (Soundgarden), Dirt (Alice in Chains) и Core (Stone Temple Pilots). Успех этих групп повысил популярность альтернативного рока среди широкой аудитории и сделал гранж самым популярным направлением в рок-музыке того времени[2]. Хотя в конце 1990-х большинство гранж-групп распались или исчезли из плотного медийного пространства, их звучание и, прежде всего, тексты оставили след в современной рок-музыке, привнеся в массовую культуру вопросы, посвящённые проблематике общественного и социального характера[7], а также добавив темы самоанализа и экзистенциальной аутентичности[8]. Также гранж оказал сильное влияние на последующие андеграундные жанры, в том числе постгранж (такие исполнители, как Creed и Nickelback) и ню-метал (например, группы KoЯn и Limp Bizkit)[комм. 1].

Гранжу свойственны «грязное» гитарное звучание, обилие дисторшна, контрастная динамика с чередованием «громко-тихо», мрачные тексты на тему отчуждения, одиночества, апатии и свободолюбия. Сильное влияние на становление гранжа оказали панк-рок[1] и хэви-метал[2][10], хотя некоторые гранж-группы в большей степени акцентировались на одном из этих жанров[11]. Также на музыку направления повлияло звучание инди-рок-групп, таких как Sonic Youth и Pixies[12]. По сравнению с другими жанрами рок-музыки, эстетика гранжа была подчёркнуто демократичной и безыскусной, музыканты появлялись на публике в обычной, часто помятой или поношенной одежде и избегали театральности.


Сиэтлская панк-рок-группа The U-Men выступает на сцене «Metropolis». Местные группы начали смешивать метал- и панк-музыку в районе 1984 года, причём бо́льшая часть подобных экспериментов относилась к творчеству этого коллектива. Слева направо: Джон Бигли, Джим Тиллман и Том Прайс (1983 год)[191]