Кассандра Сальвиати


Касса́ндра (фр. Cassandre), традиционно Кассандра Сальвиати (итал. Cassandra Salviati, 1531-?) — адресат одного из сборников сонетов французского поэта эпохи Возрождения Ронсара «Любовные стихи к Кассандре».

Как это часто случается с героинями лирики Ренессанса, неизвестно, является ли её образ обобщением черт конкретной женщины или это поэтический символ (ср. Лаура (Петрарка)), хотя традиционно принято считать, что ею была благородная дама из рода Сальвиати.

Французский поэт воспевал в своих стихах многих женщин, но три из них завоевали наибольшую известность — Кассандра (1-й цикл), Мари («Вторая книга любви», 1556) и Елена («Третья книга любви»).

В твоих объятьях даже смерть желанна.
Что честь и слава, что мне целый свет,
Когда моим томлениям в ответ
Твоя душа заговорит нежданно!

Пускай в разгроме вражеского стана
Герой, что Марсу бранный дал обет,
Своею грудью, алчущей побед,
Клинков испанских ищет неустанно, —

Но, робкому, пусть рок назначит мне
Сто лет бесславной жизни в тишине
И смерть в твоих объятиях, Кассандра.

И я клянусь: иль разум мой погас,
Иль этот жребий стоит даже вас,
Мощь Цезаря и слава Александра!

«Образ возлюбленной у Ронсара, — отмечал Ю. Б. Виппер, — прежде всего воплощение идеала поэта, его представлений о красоте и совершенстве. Конечно, в основе стихотворных циклов, посвященных трем воспетым Ронсаром женщинам, лежит каждый раз реальное чувство к реальному, а не вымышленному лицу. Интенсивность этого чувства недооценивать не следует»[2]. «Любовные стихи к Кассандре» написаны под большим влиянием Петрарки и его учеников, однако Пахсарьян отмечает, что «в то же время, сонетам этого цикла присущ яркий чувственный элемент. Он здесь гораздо ярче ощутим, чем в изысканной, но очень условной и поэтому холодноватой поэзии петраркистов. Кассандра не превращается в поэтическую фикцию. Это живая женщина, и все вокруг неё живое».

Во многих строках Ронсар также обыгрывает, что Кассандрой звали и знаменитую древнегреческую предсказательницу.