Ронсар, Пьер де


Пьер де Ронса́р (фр. Pierre de Ronsard; 1 сентября 1524, замок Ла-Поссоньер, Вандомуа — 27 декабря 1585, аббатство Сен-Ком, близ Тура) — французский поэт XVI века. Возглавлял объединение «Плеяда», проповедовавшее обогащение национальной поэзии путём изучения греческой и римской литературы.

Ронсар родился в замке Ла-Поссоньер[fr] неподалёку от Вандомуа в знатной семье. Он был сыном Луи де Ронсара, придворного короля Франциска I и участника битвы при Павии. Служил пажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Получил гуманистическое образование в Париже; изучал философию и древние языки под руководством Жана Дора. С 1540 года Ронсар стал терять слух (возможно, вследствие перенесённого сифилиса).

С 1542 года сочинял стихи; первое стихотворение Ронсара опубликовано в 1547-м. Заявил о себе как о крупном поэте, создав в 1550—1552 годах произведение «Оды». В это время он возглавлял поэтическую школу «Плеяда», сформировавшуюся в 1549 году и названную так в честь группы из семи александрийских поэтов III в. до н. э., носившую такое же название. В «Плеяду», руководителем которой стал Ронсар, входили ещё семь менее знаменитых поэтов, освоивших жанры оды, сонета, элегии, эклоги, комедии и трагедии и развившие эти жанры в духе эпохи Возрождения. В 1549 году разработал — совместно с дю Белле и де Баифом[3] — план обширной поэтической реформы, изложенный в «Защите и прославлении французского языка» дю Белле. В 1552—1553 годах Ронсар написал «Любовные стихи» в стиле Петрарки[4]. В сонетах 1555—1556 годов воспел юную крестьянку Марию Дюпен, придав стихам простоту и естественность.

В те же годы он создал цикл философских стихов под названием «Гимны», где затрагивались основные вопросы человеческого бытия. К ним примыкают и религиозно-политические стихи «Рассуждения о бедствиях времени», написанные в 1560—1562 годах. В 1565 году Ронсар написал теоретический труд «Краткое изложение поэтического искусства», а в 1571-м создал героико-эпическую поэму «Франсиада[fr]», разработав ещё один литературный жанр.

С 1554 года придворный поэт Генриха II. После кончины Карла IX (1574) впал в немилость и окончательно отошёл от двора.

Его творчество оказало сильное влияние на дальнейшее развитие не только французской, но и почти всей европейской поэзии.