Баиф, Жан Антуан де


Жан Антуа́н де Баи́ф (фр. Jean-Antoine de Baïf; в некоторых русскоязычных источниках — Байф; 19 февраля 1532, Венеция — 19 сентября 1589, Париж) — французский поэт, лютнист, композитор и переводчик XVI века[1]. Входил в состав поэтического объединения «Плеяда».

Жан Антуан де Баиф родился 19 февраля 1532 года в Венеции, где служил в ту пору французским посланником его отец, поэт и гуманист Лазар де Баиф. Юные годы поэта описаны им самим в послании к королю Карлу IX, помещённом в начале собрания его поэтических произведений, изданном в 1573 году.

По возвращении во Францию (1534) учился у известных гуманистов Шарля Этьена, Анжа Вержеса и Жака Туссена; в 1544 наставником Баифа стал Жан Дора. Здесь он подружился с другим воспитанником профессора, Пьером де Ронсаром, который был старше его и сумел разжечь в своем друге страсть к поэзии, познакомив его с особенностями французского стихосложения. В свою очередь Баиф помогал Ронсару в изучении греческого языка.

В 1547 году потерял отца и продолжил образование в парижском коллеже Кокре под руководством того же Дора. Баифу довелось немало скитаться по Франции и Италии (Пуатье, Тренто, Мариньяк…). В конце 1550-х Баиф завоёвывает монаршее расположение и становится одним из официальных поэтов Валуа. В период второй гражданской войны (15671568) владения Баифа были захвачены гугенотами.

В 1570 году Баиф совместно с лютнистом Тибо де Курвилем основал Академию поэзии и музыки (фр. Académie de poésie et de musique). Король лично одобрил её устав, несмотря на сильный протест со стороны Университета. Члены Академии собирались то в доме поэта на Сен-Марсельском предместье, то в королевском кабинете (согласно записям Агриппы д’Обинье; 1576 год). Однако, несмотря на постоянную поддержку как со стороны Карла IX, так и со стороны Генриха III, Академия прекратила своё существование в 1584 году.

Баиф был наиболее плодовитым (после Ронсара) поэтом Плеяды[2]. В 1551 году он опубликовал своё первое стихотворение «Гробница Маргариты Валуа». В 1552 году выпустил мифологическую поэму «Похищение Европы» (по мотивам произведения Мосха) и сборник стихов в духе петраркизма «Любовь к Мелине»; в 1555 году — сборник «Любовь к Франсине» («Amours de Francine»), где более отчётливо сказалась его поэтическая индивидуальность. Традиция Петрарки сочетается у Баифа с влиянием римской любовной лирики (Катулл, Проперций, Тибулл, Овидий) и позднегреческой анакреонтической поэзии.