Кассация (музыка)


Касса́ция (итал. cassazione, нем. Kas­sation) — ансамблевое инструментальное многочастное музыкальное произведение развлекательного характера, пользовавшееся популярностью в XVIII веке. В этот период образцы в этом жанре оставили многие известные и выдающиеся композиторы. Подобные пьесы близки по своему характеру к ансамблевой серенаде и дивертисменту, а также к ноктюрну и симфонии, другим бытовым, развлекательным произведениям XVIII века. Впоследствии кассация была вытеснена другими инструментальными жанрами, но эпизодически к ней обращались и позднее.

Этимология названия неясна и спорна; по мнению исследователей имеет немецкое или итальянское происхождение, а также французское. В 1619 году немецкий теоретик музыки, композитор и органист Михаэль Преториус в своём трактате «Syntagma musicum» («Устройство музыки») применил в отношении серенады выражения Gassaren и Gassaten gehet (слоняться по улице). В «Музыкальном лексиконе» (Musikalisches Lexikon) немецкого музыковеда и композитора Генриха Кристофа Коха термин выводился из итальянского cassazione (в значении «выпустить», «отпустить», «освободить»), что связывало кассацию с «прощальной музыкой» (Abschiedsmusik). Герман Аберт также был среди тех, кто считал, что этот термин означает «прощальная музыка». Французские музыковеды Теодор де Визева и Мари Оливье Жорж дю Парк Пулам де Сен-Фуа в биографии Вольфганга Амадея Моцарта объясняли название при помощи французского casser — «разбить», «сломать», что, по их мнению, связано с возможностью произвольного порядка исполнения частей подобных произведений. По распространённой точке зрения кассацию связывают с немецким понятием gassaten gehen — «слоняться по улицам», «выступать на улице», «играть на ходу»[1]. Валентина Холопова выводила термин из немецкого Kassation, от диалектного Gassation — серенада[2]. В связи с тем, что подобные циклы часто содержали в своём составе марши (чаще всего в крайних частях), высказывались предположения о происхождении названия от итальянского cassa — барабан[3]. Так, именно такое объяснение содержится в «Музыкальном словаре Римана», с указанием на то, что кассации часто звучали в сопровождении барабана[1].

Вечером я снова слышал на улицах бедных школяров, которые очень хорошо исполнили несколько пьес; здесь были скрипки, гобои, валторны, виолончель и фагот. Мне сообщили, что их часто заставляют таким образом играть на улицах, чтобы убедить публику, на чей счёт они содержатся, в успешности их музыкальных занятий. <…> Подобные выступления здесь называют кассациями.