Кастеллио, Себастьян


Себастьян Кастеллио (Sebastian Castellio, также встречаются варианты произношения фамилии Шатильон, Кастеллион и Кастелло, 1515, Сен-Мартен-дю-Френ, Савойя — 29 декабря 1563, Базель) — французский проповедник и теолог, один из первых протестантских идеологов свободы совести. Идеологический противник Кальвина.

Кастеллио родился в 1515 году в деревне Сен-Мартен-дю-Френ в Савойе, около границы с Францией и Швейцарией. Получил образование в Лионском университете, где выучил латынь, древнегреческий и древнееврейский языки (он говорил по-французски и по-итальянски). Впоследствии он также выучил немецкий и писал на нём богословские сочинения. Кастеллио считался одним из самых образованных людей своего времени.

Сам Кастеллио позже писал, что на него сильное впечатление произвело сожжение еретиков в Лионе инквизицией, и в 24 года он решил примкнуть к идеям реформации. Весной 1540 года Кастеллио покинул Лион и стал протестантским проповедником.

Из Лиона Кастеллио отправился в Страсбург, где встретился с Жаном Кальвином, произведя на последнего сильное впечатление, так что Кальвин, вернувшись в Женеву, предложил Кастеллио в 1542 году должность ректора Женевского коллежа. Он также стал проповедником в Вандёвре[en], пригороде Женевы.

Не в последнюю очередь из-за близости к Кальвину, Себастьян Кастеллио пользовался уважением в среде протестантских богословов. В 1542 году он опубликовал своё первое сочинение, «Четыре книги церковных диалогов», по-латыни и по-французски. Совет города Женева за выдающуюся работу рекомендовал назначить Кастеллио постоянным проповедником в Вандёвре.

В 1544 году отношения Кальвина и Кастеллио существенно ухудшились. Кастеллио решил перевести Библию на французский и обратился к Кальвину за поддержкой. Тот, однако, уже поддержал французский перевод Библии, выполненный своим двоюродным братом Пьером Робером Оливетаном, и отказал Кастеллио. Конфликт ещё более обострился, когда Кастеллио публично заявил, что женевское духовенство должно перестать преследовать тех, кто не согласен с ними в интерпретации Библии. Вскоре после этого Кальвин обвинил его в подрыве престижа церкви. Кастеллио вынужден был оставить пост ректора и место проповедника в Вандёвре. Предполагая, что обвинения Кальвина на этом не закончатся, он потребовал письмо о том, что он добровольно ушёл со своих постов, и на этих постах не совершал злоупотреблений. Письмо было ему предоставлено.