Катастрофа Ил-62 в Кёнигс-Вустерхаузене


Катастрофа Ил-62 в Кёнигс-Вустерхаузене — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 14 августа 1972 года. Самолёт Ил-62 авиакомпании Interflug выполнял чартерный рейс IF450 по маршруту БерлинБургас, но через 32 минуты после взлёта из-за пожара на борту потерял управление и рухнул в лес около Кёнигс-Вустерхаузена. Погибли все находящиеся на его борту 156 человек — 148 пассажиров и 8 членов экипажа.

Ил-62 с бортовым номером DM-SEA (заводской — 00702, серийный — 07-02) был выпущен Казанским авиационным заводом в 1970 году и 22 апреля (по другим данным — 21 апреля), в честь столетия Владимира Ленина, был подарен государственной авиакомпании ГДР — Interflug, для которой стал первым самолётом данного типа[2]. На момент катастрофы борт DM-SEA имел всего 3520 часов налёта[3].

14 августа данный самолёт выполнял чартерный рейс IF450[4][5] на черноморский курорт Бургас в Болгарии, а в его салоне находились 148 пассажиров — жителей ГДР. В 16:29 Ил-62 вылетел из аэропорта Берлин-Шёнефельд и начал набор высоты. Но через несколько минут после взлёта, когда самолёт пролетал мимо Котбуса, находясь при этом в ста километрах от Берлина и на высоте 8900 метров, экипаж заметил, что возникли проблемы со стабилизатором. В 16:44 экипаж связался с берлинским аэропортом и доложил о намерении вернуться. В 16:51 с борта стали сливать лишнее топливо, чтобы облегчить самолёт и выровнять его центровку, а в 16:54 пилоты начали постепенно снижаться[3].

Вскоре экипаж обнаружил задымление в хвостовой части, а затем отказали рули высоты. В 16:59:25 пилоты связались с диспетчером и объявили сигнал бедствия Mayday, заявив, что они потеряли контроль за спуском самолёта и что на борту пожар. У Ил-62 отделился вертикальный стабилизатор, на котором также крепились и горизонтальные рули высоты, после чего самолёт потерял устойчивость и перешёл в крутое пике. Из-за возникших колоссальных аэродинамических перегрузок у авиалайнера оторвало хвостовую часть, а примерно в 17:01 фюзеляж ракетой врезался в лесной массив в Бранденбурге возле Кёнигс-Вустерхаузена. Все 156 человек на борту самолёта погибли. Это крупнейшая авиакатастрофа в ГДР, и во всей Германии, а на момент событий ещё являлась и второй крупнейшей авиакатастрофой в мире[1][3].