Катастрофа DC-9 в Эверглейдсе


Катастрофа DC-9 в Эверглейдсе — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 11 мая 1996 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании ValuJet Airlines выполнял плановый внутренний рейс VJ592 (позывной — Critter 592) по маршруту МайамиАтланта, но через 8 минут и 30 секунд после взлёта в его грузовом отсеке вспыхнул пожар, который вскоре проник в салон самолёта. Экипаж попытался развернуть самолёт и посадить его в Майами, но он резко перешёл в пикирование и рухнул в болото Эверглейдс в 36 километрах от аэропорта Майами. Погибли все находившиеся на его борту 110 человек — 105 пассажиров и 5 членов экипажа.

Катастрофа рейса 592 вызвала проблемы с платёжеспособностью лоу-кост-авиакомпании ValuJet Airlines, что впоследствии привело к её реорганизации.

McDonnell Douglas DC-9-32 (регистрационный номер N904VJ, заводской 47377, серийный 496) был выпущен в 1969 году (первый полёт совершил 18 апреля). 2 июля того же года был передан авиакомпании Delta Air Lines (борт N1281L). 3 декабря 1993 года был куплен авиакомпанией ValuJet Airlines, в которой получил бортовой номер N904VJ. Оснащён двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT8D-9A. На день катастрофы 27-летний авиалайнер совершил 80 633 цикла «взлёт-посадка» и налетал 68 395 часов[1][2].

11 мая 1996 года за час до вылета из Международного аэропорта Майами грузчики авиакомпании ValuJet Airlines погрузили в передний багажный отсек самолёта McDonnell Douglas DC-9-32 борт N904VJ несколько картонных коробок, поставленных компанией «SabreTech». В них находились просроченные пиротехнические кислородные генераторы для аварийной подачи кислорода в случае разгерметизации самолёта. При погрузке рядом с коробками оказалось колесо от другого авиалайнера.

В 13:58 EDT лайнер начал выруливать на взлётную полосу. В это время один из кислородных генераторов в коробке самопроизвольно сработал: химическое вещество внутри стального корпуса воспламенилось, и в отсек начал поступать кислород с одновременным нагревом корпуса до высокой температуры. В 13:59 коробка, в которой находился работающий генератор, загорелась, и в грузовом отсеке начался пожар. Пилоты ничего не знали о характере груза, а системы быстрого предупреждения о пожаре на приборной панели DC-9 не было.

В 14:03 рейс VJ592 вылетел из аэропорта Майами. На его борту находились 5 членов экипажа и 105 пассажиров. Перелёт из Майами в Атланту должен был занять 1 час 35 минут; расчётное время посадки в Атланте — 15:38.