Катастрофа A310 под Абиджаном


Катастрофа A310 под Абиджаном — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 30 января 2000 года. Авиалайнер Airbus A310-304 авиакомпании Kenya Airways выполнял плановый рейс KQ431 по маршруту АбиджанЛагосНайроби, но всего через 32 секунды после взлёта рухнул в Гвинейский залив. Из находившихся на его борту 179 человек (169 пассажиров и 10 членов экипажа) выжили всего 10.

Airbus A310-304 (регистрационный номер 5Y-BEN, серийный 426) был выпущен в 1986 году (первый полёт совершил 3 июля под тестовым б/н F-WWCQ). 24 сентября того же года был передан авиакомпании Kenya Airways, в которой получил имя Harambee Star. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-80C2A2. На день катастрофы совершил 15 026 циклов «взлёт-посадка» и налетал 58 115 часов[1][2].

Airbus A310-304 борт 5Y-BEN должен был выполнять плановый рейс KQ431 из Абиджана (Кот-д’Ивуар) в Найроби (Кения) с промежуточной посадкой в Лагосе (Нигерия). Ранее в этот же день самолёт уже выполнил рейс из Найроби и в 15:15 приземлился в Абиджане. В 15:44 его принял новый экипаж, прибывший в аэропорт двумя днями ранее. Из-за плохой погоды в Лагосе рейс был вынужден задержаться на полчаса, вылет по плану должен был быть в 21:00. Всего на борту рейса 431 находились 10 членов экипажа и 169 пассажиров[3].

В 20:55:22 экипаж установил связь с диспетчерским центром аэропорта Абиджана и запросил разрешение на запуск двигателей. Это разрешение было дано, поэтому в 20:56:09 командир заявил, что контрольная карта по запуску двигателей выполнена, а в 21:00:18 передал диспетчеру, что оба двигателя успешно запущены. Далее в 21:01:07 с рейса 431 запросили разрешение следовать к началу взлётно-посадочной полосы, на что диспетчер попросил сперва подождать, а через несколько секунд дал разрешение на руление. В 21:02:33 КВС дал команду выпустить закрылки на 15°[3].

В 21:07:35 авиалайнер занял позицию на исполнительном старте в начале полосы, после чего диспетчер дал разрешение на взлёт по готовности и попросил доложить о достижении эшелона FL040 (1219 метров). В 21:07:45 второй пилот подтвердил получение разрешения на взлёт; это было последнее радиосообщение с борта рейса KQ431. В 21:08:08 второй пилот сообщил, что контрольная карта перед взлётом выполнена, а ВПП свободна. В 21:08:18 командир увеличил режим двигателей, а через 9 секунд сказал: 100 узлов (англ. 100 knots). В 21:08:50 КВС сообщил о достижении скорости V1 и подъёме носовой стойки шасси, а ещё через 2 секунды лайнер оторвался от ВПП[4].