Катастрофа DC-3 над Бискайским заливом


Катастрофа DC-3 над Бискайским заливом — авиационная катастрофа регулярного рейса гражданской авиакомпании British Overseas Airways Corporation из аэропорта Портела в Лиссабоне, Португалия, до аэропорта Уитчёрч около Бристоля, Англия, осуществлявшегося в 1940-е годы. 1 июня 1943 года самолёт был атакован в пути восемью немецкими дальними истребителями Junkers Ju 88 и упал в Бискайский залив, что привело к гибели всех 17 человек на борту.

Существует множество теорий о том, что самолет Douglas DC-3 подвергся нападению, потому что немцы считали, что британский премьер-министр Уинстон Черчилль находится на борту. Другие теории предполагают, что DC-3 был сбит из-за того, что несколько пассажиров, включая актёра Лесли Говарда, были британскими шпионами. Во время Второй мировой войны британские и немецкие гражданские самолёты эксплуатировались из одних и тех же объектов в Портеле, а входящий и исходящий трафик наблюдались шпионами союзников и Оси. Маршрут Лиссабон-Уитчёрч часто перевозил агентов и эвакуировал военнопленных в Британию.

Когда в Европе вспыхнула война, Министерство авиации Великобритании запретило частные полёты и большинство внутренних воздушных рейсов. Imperial Airways и British Airways, в процессе объединения и национализации в качестве BOAC, были эвакуированы из аэродрома Кройдон и аэродрома Хестон в Уитчёрч за пределами Бристоля. После падения Норвегии, Нидерландов, Бельгии и Франции, а также вступления Италии в войну только нейтральные Швеция, Ирландия и Португалия оставались европейскими направлениями для BOAC. В Великобритании полёты гражданских воздушных судов были ограничены высотами от 1000 до 3000 футов (300 и 910 м) и могли летать только в дневное время суток, чтобы облегчить идентификацию. Британское правительство также запретило полёты дипломатам, военнослужащим, VIP-персонам и лицам, получившим особое указание правительства.

В течение нескольких недель до немецкого вторжения в Голландию голландская авиакомпания KLM дважды в неделю летала на DC-3 от Амстердама до Португалии, избегая французского, британского и испанского воздушного пространства, чтобы соединиться с новым маршрутом Pan American, связующим США и Лиссабон. Когда в мае 1940 года Германия вторглась в Нидерланды, у KLM было несколько лайнеров на пути за пределы Нидерландов. Некоторым удалось улететь в Великобританию, а другие, остановившиеся на востоке Италии, продолжали связывать британские и голландские территории с Палестиной, Индонезией и Австралией. Британское правительство интернировало голландские самолёты в аэропорту Шорехам. После переговоров министерство воздушного транспорта и голландское правительство в изгнании договорились использовать самолёты и экипажи KLM для замены самолёта de Havilland Albatross на регулярной службе между Великобританией и Португалией, которую BOAC начал в июне 1940 года с аэродрома Хестон.