Катехуменат


Катехуменат, христианское оглашение или посвящение — (лат. catechumenatus, от catechumenus, др.-греч. κατηχούμενος катехуменос: учили, наставником) – в христианстве подготовка к принятию крещения, называемое также христианским посвящением. Через слышание Слова Божия во время литургии, специальные катехезы посвящения в христианскую жизнь, экзорцизм, пост и другие аскетические практики, катехумены, ведомые для личного обращения и преобразования нравственной жизни.

Крещение взрослых было самым распространенным в первые века христианства, что подразумевало обращение от язычества или философии, распространенных в Римской империи. Тех, кто хотел быть христианином, общины подвергали различным испытаниям с целью духовного различия их жизни и обучения. Сначала они могли участвовать в собраниях христианской общины совместно с членом её, который был своего рода крестным отцом. Тот факт, что большое количество мучеников все ещё были катехуменами, доказывает, что периоды катехумената могли быть довольно продолжительными[1].

В самом начале, согласно деяниям апостолов, крещение предлагалось тем, кто слушал проповедь апостола (Деяния апостолов 2,38) или просто просил об этом по пути (Деяния апостолов 8, 36-39), но церковь быстро осознала, что кандидаты нуждаются в более серьёзной подготовке. Таким образом, катехуменат был признан необходимым, чтобы вести людей в тайну веры, и способных не отказаться от своей веры во время испытаний и гонений.

Продолжительность этого периода не всегда была одинаковой во все времена или во всех местах. Эльвирский собор в Испании, состоявшийся около 300 года, решил, что он продлится два года. Юстиниан повелел то же самое для евреев, которые хотели бы принять христианство. Агдесский собор 506 года потребовал от них не более восьми месяцев обучения. «Апостольские конституции» (книга 8, глава 32), более старые, чем этот совет, требовали трех лет подготовки до крещения. Некоторые считали, что достаточно времени великого поста. В неотложных обстоятельствах этот период был сокращен.

Сократ Константинопольский говоря об обращении Бургундцев, объясняет, что епископ Галльский довольствовался обучением их в течение семи дней. Если катехумен внезапно оказывался в смертельной опасности, его крестили моментально. Обычно, епископы по своему благоразумию решали продлевать или сокращать время обучения и испытаний в зависимости от необходимости и положений, которые они видят в катехуменах[2].​