Крещение


Креще́ние (др.-греч. βάπτισμα[1] — «погружение в воду») — одно из важнейших таинств в христианской Церкви. Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви, и прежде всего, в Евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении (однократном или трёхкратном, в зависимости от конфессии) человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произнесением пресвитером (священником) установленных молитвословий. Таинство крещения признают все христианские конфессии, хотя и не в одинаковом смысле.

У иудеев существует твила[2] — обряд ритуального окунания в микву[3], сопровождающий не только вступление прозелита в иудаизм, но и многократно очищающий от ритуальной нечистоты[4].

Крещение совершал в реке Иордан Иоанн Креститель (Мф. 3:1—17; Мк. 1:2—11; Лк. 3:3—21; Ин. 1:25—33), проповедуя иудеям грядущего Мессию — Иисуса Христа. Крещение совершали в знак покаяния крещаемого человека в своих грехах перед Богом. Иисус Христос также принял крещение Иоанна, хотя, согласно христианскому учению, не имел греха (1Пет. 2:22). «Иоанново крещение» таким образом стало прообразом и проповедью христианского крещения, подготовкой к нему народа Божия (Деян. 19:4).

В исторических церквях, а также в лютеранстве и англиканстве[5][6] крещение относится к таинствам[7]. В других протестантских деноминациях крещение понимается как символический обряд.

Фома Аквинский в Сумме теологии (III, 66, 3) писал, что «вода является надлежащей материей крещения» (aqua est propria materia Baptismi). В крещении, с точки зрения Церкви, человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную[8]. При крещении человек не только смывает с себя все прежние грехи, но он также умирает для греха: