Евхаристия


Евхари́стия (др.-греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность», от εὖ — «добро, благо» и χάρις — «почитание, честь, уважение»), также Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня — в исторических церквях (Православной, Католической, Древневосточных) толкуется как таинство[1][2], священнодействие[3]: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе»[4]. Регулярное участие в Евхаристии необходимо человеку для спасения и вечной жизни[5]. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23—25). В позднепротестантских течениях она, как правило, толкуется как символическое действие[6], выражающее единство верующего со Христом, но не осуществляющее его непосредственно.

В православной, католической, древневосточных, лютеранской, англиканской и в некоторых других конфессиях составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии (или Мессы). Термин «Евхаристия» используется в православии[7][8], католицизме и англиканстве. В протестантизме приняты наименования «Вечеря Господня», «Хлебопреломление»[3].

Согласно синоптическим Евангелиям (Мф. 26:26—28; Мк. 14:22—24; Лк. 22:19—20) и Первому посланию коринфянам (1Кор. 11:24—25) апостола Павла, Евхаристия была установлена самим Иисусом Христом во время Тайной Вечери незадолго до Своей смерти на кресте. В первый день опресноков (Мф. 26:17; Мк. 14:12; Лк. 22:7) Иисус отправил двух учеников (Мк. 14:13), Петра и Иоанна (Лк. 22:8), в город (Мф. 26:18; Мк. 14:13; Лк. 22:10), то есть в Иерусалим, приготовить пасху (пасхальную трапезу), и они приготовили (Мф. 26:19; Мк. 14:16; Лк. 22:13). Вечером (Мф. 26:20; Мк. 14:17) Иисус возлёг с двенадцатью учениками (Мф. 26:20; Мк. 14:17—18; Лк. 22:14) на трапезу.

Согласно Евангелию Иоанна Евхаристия проходила в тринадцатый день, то есть за сутки до наступления Пасхи четырнадцатого дня (Ин. 13:1, 19:14).

В Библии есть ряд мест, связывающих пасхальную жертву с жертвой Иисуса Христа: Ин. 19:14, 19:31; Ос. 6:2; Ис. 53:1—8; 1 Петра. 1:19; 1 Коринфянам. 5:7.

Описания ветхозаветной Пасхи и пасхальной трапезы из ряда энциклопедий[9][10][11][12] скудны и содержат лишь указания на обязательное присутствие пасхального агнца, опресноков (пресный хлеб), горьких трав. В сущности, они повторяют известные из книги Исход установления о пасхальном агнце, съедаемом с горькими травами (Исх. 12:3—10) и опресноках (Исх. 12:15—20). О том же самом говорит и митрополит Иларион (Алфеев)[13]: «О том, как происходила пасхальная вечеря во времена Иисуса Христа, мы узнаём из книги Исход», — и далее кратко описывает агнца, съедаемого «всеми членами семьи с пресным хлебом и горькими травами».