Качалов, Василий Иванович


Васи́лий Ива́нович Кача́лов (настоящая фамилия Шверубович; 30 января (11 февраля1875, Вильна — 30 сентября 1948, Москва) — русский и советский актёр, мастер художественного слова (чтец), педагог. Один из ведущих актёров Московского Художественного театра на протяжении многих лет. Народный артист СССР (1936)[3]. Лауреат Сталинской премии I степени (1943).

Василий Шверубович родился в Вильне Виленской губернии Российской империи (ныне Вильнюс, Литва), в польско-белорусской шляхетской семье[4], сын православного священника Иоанна Шверубовича.

Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Феликсом Дзержинским, Борисом Горевым[5] и Константином Галковским. Уже тогда приобрёл репутацию декламатора и актёра, участвуя в любительских спектаклях. Одним из его коронных номеров было исполнение монолога Чацкого. Любил петь гимны своего дяди Хрисанфа, исполняя их с карикатурно-белорусским акцентом. Сам он только по окончании гимназии с трудом избавился от этого акцента[6].

В 1893 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где играл в драматическом студенческом кружке под руководством Владимира Давыдова. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с Верой Комиссаржевской в спектакле по пьесе Германа Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковно на гастролях Московского художественного театра[7].

В 1896 году стал актёром петербургского Театра Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был Алексей Суворин, владелец и редактор газеты «Новое время». По одной из версий, именно Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов» вместо «неблагозвучной» фамилии актёра[8]. По другой — Шверубович познакомившись в поезде с двоюродным братом А. А. Блока — молодым инженером Николаем Николаевичем Качаловым[9], рассказал ему историю как, прочтя некролог в газете о губернаторе Николае Качалове (отце спутника), решил взять его фамилию в качестве псевдонима, под которым и получил известность. В дальнейшем артист Качалов и академик Качалов стали друзьями и актёр регулярно посещал знаменитые творческие вечера у Качаловых, описанные в воспоминаниях балерины Галины Улановой.

Летом 1897 года участвовал в гастрольной поездке Василия Далматова, исполняя крупные роли, например, Борис Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому. В 1897—1900 годах выступал в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актёров» под руководством Михаила Бородая.