Кашмирские пандиты


Кашмирские пандиты (также известны как «кашмирские брахманы» и «брахманы пандиты») — этнокастовая и этнорелигиозная группа, до начала 1990-х годов проживавшая в основном в Кашмирской долине на территории Джамму и Кашмира. Относят себя к сообществу сарасват-брахманов, которые ведут свою родословную от первых брахманов с берегов ведийской реки Сарасвати (это одна из пяти групп брахманов Панча-Гауда, которые противопоставляют себя брахманам Панча-Дравида). Остающиеся в долине кашмирские пандиты являются индуистским меньшинством среди преобладающих кашмирцев-мусульман[1][2][3].

В начале 1990-х годов в Кашмирской долине насчитывалось от 140 тыс. до 160 тыс. пандитов, однако из-за череды нападений со стороны исламских фундаменталистов большая часть пандитов мигрировала в Джамму в другие регионы Индии (преимущественно в Дели, Химачал-Прадеш, Уттаракханд, Пенджаб, Харьяну, Уттар-Прадеш и Раджастхан). Согласно различным оценкам, в 1990-х годах Кашмир покинуло от 150 тыс. до 300 тыс. индуистов и сикхов (подавляющее большинство среди них составляли кашмирские пандиты — около 100 тыс. человек)[4][5][6][7][8]. Другие авторы называли большее число беженцев-пандитов — от 150 тыс. до 800 тыс. человек, видимо учитывая всех индуистов или всех беженцев из Кашмирской долины[9][10][11][12]. К концу 1990-х годов в Кашмирской долине проживало около 20 тыс. пандитов, в 2011 году — около 3 тыс.[13].

В Кашмире пандиты говорили преимущественно на кашмири, в других частях Индии — на хинди. К кашмирским пандитам принадлежала семья первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру (его предки в XVIII веке переселились из Кашмира на Гангскую равнину)[3]. Среди наиболее распространённых фамилий кашмирских пандитов — Пандит, Дхар (Дар), Как, Каул (Коул), Сапру и Матту.

Кашмирские пандиты являются потомками коренного населения Кашмирской долины. В эпоху империи Маурьев под влиянием буддизма варновая система Кашмира претерпела изменения, однако местные брахманы сохранили свою обособленность от остального населения. Особенностью раннего кашмирского общества был довольно высокий статус женщин, особенно по сравнению с соседними регионами Индии[14][15][16]. Тюркские и арабские вторжения, начавшиеся с VIII века, обычно обходили стороной изолированную Кашмирскую долину.

В 1003—1320 годах в Кашмире правила индуистская династия Лохара, которую сменили правители Кашмирского султаната из династии Шах-Мир (1339—1561)[17][18]. Кашмирские брахманы не поддержали своих единоверцев из династии Лохара, поскольку последний раджа Сухадева обложил их налогами, чего ранее никогда не было. К концу XIV века большинство населения долины приняло ислам, однако брахманы сохраняли своё традиционное положение в административном аппарате вплоть до правления султана Сикандара Бутшикана[19].