Каёкёку


Каёкёку (яп. 歌謡曲) — японский музыкальный жанр, японская традиционная поп-музыка[1] эпохи Сёва[2]. (Обычно термин понимается как старомодные поп-песни 1950-х—80-х годов.)

Раньше в Японии так называли всю популярную музыку в западном стиле[3], но к началу 1990-х годов ситуация в японской музыке стала напоминать ту, что сложилась в Америке и в Европе — все жанры раздробились, смешались и запутались. Все старые категории японской музыки либо потеряли смысл, либо стали означать что-то другое, а термин «каёкёку» продолжал использоваться практически только для певцов-«идолов»[4]. Тогда японские музыкальные магазины для простоты и удобства покупателей решили категоризировать всю современную японскую поп-музыку как «J-pop», а сборники баллад в стиле энка стали называть «каёкёку»[4]. В настоящее время магазины обычно делят музыку на четыре полки: J-pop (японская поп-музыка, включая рок), западная поп-музыка, энка (старомодная японская баллада) и классическая музыка. То, что раньше называлось каёкёку, теперь в зависимости от стиля относят либо к J-pop, либо к энке.

Изначально, в эпоху Мейдзи (1868—1912), термином «каёкёку» (яп. 歌謡曲) назывались в Японии западные песни, пришедшие в страну из США, Европы и т.д.[5]

Но где-то на заре эпохи Сёва (1926—1989) японская вещательная корпорация «JOAK» (теперь «NHK»), до этого в своих радиотрансляциях использовавшая для современных японских песен массового жанра термин «хаяри-ута» (яп. 流行歌, буквально «популярная песня»), посчитав, что «неуместно называть „популярной песней“ песню, про которую не знаешь, популярна она или нет», начала вместо него использовать термин «каёкёку»[5].


По современной классификации эта песня классифицируется как в жанре энка. (Сингл занял 1 место в энка-чарте компании «Орикон»[7].)

Идольная музыка включается в более обширную музыкальную категорию, именуемую каёкёку (популярная песня). Когда-то этот термин обозначал всю популярную музыку западного стиля, но ныне он охватывает широкое разнообразие изысканной популярной музыки, процветающей, преимущественно, на телерекламе. Слово каёкёку имеет еще и дополнительное значение — «музыка без содержания». Типы её исполнителей могут варьироваться от «поющих под фанеру» идолов-тинэйджеров с мимолетной известностью до такого женского рок-ансамбля, как «Принцесса, принцесса», участницы которого сбились в коллектив исключительно по собственной инициативе, сами пишут музыку, но завоевали популярность, в первую очередь, благодаря появлению в телешоу и коммерческих программах[3].