Келтуяла, Василий Афанасьевич


Васи́лий Афана́сьевич Келтуя́ла (18 (30) сентября 1867[1] (по другим данным, 8 (20) сентября 1867[2]), Кишинёв, Бессарабская губерния, Российская империя — 1942, Ленинград, Ленинградская область, СССР) — русский и советский литературовед и педагог[3].

Родился 18 (30) сентября 1867 года (по другим данным, 8 (20) сентября 1867 года[2]) в Кишинёве, Бессарабская губерния, Российская империя (ныне столица Молдавии) в семье кустаря. Окончил приходскую школу, затем (в 1887 году) — гимназию. В 1891 году окончил Историко-филологический институт в Санкт-Петербурге и стал заниматься преподавательской деятельностью, обучая латинскому и русскому языку, а также преподавая русскую литературу в средних учебных заведениях в Петропавловске, а с 1895 года в Санкт-Петербурге. В 1912 году читал курс лекций по методике русской литературы на курсах по подготовке преподавателей средних школ. С 1919 до 1922—1923 года (до слияния с Институтом им. Герцена) состоял профессором в II Высшем Петроградском Педагогическом институте им. Н. А. Некрасова в Петрограде[3]. В 1923—1930 годах состоял штатным профессором Ленинградского госуниверситета (ЛГУ), на должности заведующего кафедрой фольклора и русской литературы до XIX века[3]. С 1930 года — профессор историко-лингвистического института в Ленинграде[1].

Основной труд — «Курс истории русской литературы до XVIII в.» в двух книгах (СПБ., 1906, и СПБ., 1911; первая в 1913 вышла вторым изданием). Работа была отмечена Г. В. Плехановым. Основанный на этом курсе краткий учебник для средней школы был отвергнут Учёным комитетом министерства народного просвещения из-за «спорной» социально-экономической теории, а также из-за иллюстрации теории исторического материализма. В своих работах, по мнению исследователей того времени, он отвергает «народническую» точку зрения на русский литературный процесс и выдвигает принцип классового деления русского общества[3].

Келтуяла считал устную и письменную литературу выражением интересов различных общественных классов. Применив свой «естественно-исторический» метод изучения литературы, он счёл творцом фольклора и древнерусской литературы не народ, а высшие слои общества (княжеская дружина, боярство, духовенство)[1].

Разработал четыре стадии литературного анализа, названные «социологическим методом» изучения литературы:

Сын — Лев Васильевич Келтуяла (Келтуялло; 1894—1942), инженер-конструктор, проектировщик, начальник службы пути Волховстроя[4].