Кеметизм


Кемети́зм, также иногда называют нетеризмом (от nṯr (копт. ⲛⲟⲩⲧⲉ noute) «божество») — современная реконструированная политеистическая египетская религия. Название происходит от термина «Кемет», буквально переводящегося с древнеегипетского языка «Чёрная земля», который использовался обитателями берегов Нила в противоположность пустыне. Как и любое неоязыческое движение, Кемет изучается в сравнении с исконной религией египтян, являющейся его основой. Эта религия пытается в упрощённой форме возродить ритуалы и философию Древнего Египта и воздержаться от каких-либо нововведений.

В 1988 году в Чикаго основана ортодоксальная кеметийская организация House of Netjer (Kemetic Orthodoxy), остающаяся крупнейшей по числу последователей. Её основательницей была Тамара Логан Сиуда, бывшая прежде викканской жрицей. Тамара резко изменила свои убеждения, утверждая, что причиной этому послужили видения, в которых египетские боги призвали её возродить древний религиозный культ чёрной земли. Она оставила Викку и начала масштабный проект восстановления египетской религиозной традиции, собрала небольшую группу людей с которыми углубилась в исследования, в 1996 была избрана Нисутом (первосвященником), а в 2000 году стала магистром египтологии. Её религиозная организация была официально признана штатом Иллинойс (1993) и как и все религиозные организации Америки освобождена от уплаты налогов. В настоящее время организация значительно расширилась, в 2002 году был открыт храм-филиал в Мичигане и в 2003 году зарегистрированный офис в Чикаго, чтобы заменить арендованные помещения, используемые до сих пор. В своей деятельности организация активно использует Интернет, на официальном сайте постоянно появляются эссе о религии, предоставляются словари, ведутся дискуссии, а также размещается галерея изображений и т. д. Сайт организации предлагает курсы по духовности.

Среди последователей Кемет есть как ортодоксальные, так и неортодоксальные сторонники. На данный момент существует уже множество весьма разнообразных ответвлений Кемет, некоторые из них политизированные или даже экстремистские (например, Кемет племени Ка), другие отличаются тем, что отказались от ортодоксальной идеологии и стали удобными для ассимиляции.

В России первые кеметические сообщества возникают во второй половине 2000-х годов. В этот период впервые в русскоязычном пространстве возникают попытки системного обращения к древнеегипетскому наследию в целях реконструкции религии. До этого момента внимание к древнеегипетской тематике за пределами научного изучения концентрировалось в сферах массовой культуры и эзотеризма. Из-за недостатка и фрагментарности информации полноценная реконструкция раннего этапа истории кеметизма в России крайне затруднена[1].