Кенома


Валентин, гностический мыслитель и проповедник середины второго столетия, был одним из ранних христиан, которые пытались поставить в один ряд христианство и средний платонизм. Валентин объединил двойственные понятия из платоновского мира идеальных форм, или полноты (плерома), и нижнего мира явлений, или пустоты (кенома, κένωμα). Используя третье понятие космоса, валентинианские посвящённые могли интерпретировать Писание в свете этих трёх аспектов бытия.

Плерома — это обитель Эонов … они являют собой или составляют вечные идеи или архетипы платоновской философии. … Отделённая от этого небесного региона Хорусом … или Границей … лежит «кенома», или «пустота» — царство этого мира, область материи и материальных вещей, земля теней и тьмы. Это империя Демиурга или Создателя, который не является божественным Эоном, а родился в этой самой пустоте, над которой царствует. Здесь находятся все явленные, вводящие в заблуждение, преходящие вещи, неизменные двойники которых находятся лишь в плероме. … .Все вещи в этих двух регионах противопоставлено одно другому, совсем как

Наземные копии есть не только у тридцати Эонов, их подразделения также представлены в этом нижнем регионе. У кеномы также есть свои огдоад, декада, додекада, как и у плеромы. Есть одна София в надземном регионе, и другая — в земном; есть один Христос, который спасает в духовном мире, и второй, который спасает человечество, или, точнее, часть человечества в разумном мире. В небесном мире есть Эон Человека и ещё один Эон Церкви, совершенная копия Человеческой Расы и Христианской Церкви в земном. … Более того, топографическая концепция плеромы доводится до конца в деталях изображений. Вторая София, также именуемая Ахамот, — желание, потомок, её старшей тёзки, отделенный от матери, извергнутый из плеромы и оставленный «выброшенным» в пустоте по ту сторону, не допускаемая к возвращению неумолимым Хорусом, который охраняет границу надземного царства.

Древнегреческий термин бессодержательности или пустоты (kenoma), относящееся к трактовке Писания Иоанна главы 1 стиха 3 Теодотом, описан в Выдержкe из Теодото Климента Александрийского (Кейси, 1934).

В других местах часто Плероме противопоставляется не Кенома, а Изъян (Hysterema, ὑστέρημα). Согласно системе, изложенной Ипполитом (vi. 31, p. 180), это слово используется как дополнение к слову Плерома, обозначающее всё, что не включено в значение последнего. Таким образом, Хорос, или граница, представлен как отделение Изъяна от Плеромы, имеющий свойства их обоих, но сохраняющий всё внутреннее фиксированным и недвижимым, не допуская ничему войти извне. Аналогично можно понять отрывок в Епифании (Панарион 31, 4, стр. 166), где то же имя даётся Демиургу; в случае появления слова Hebdomas, которое Валентиниане дали Демиургу, имя царства, над которым он правил, и из которого он получил своё происхождение.