Киевская археологическая культура


Ки́евская культу́ра — восточноевропейская археологическая культура, датируемая с II по V век н. э. Выделена в 1940—1950-е годы советским археологом В. Н. Даниленко. Развилась предположительно на основе зарубинецкой культуры.

Ареал киевской культуры располагался к северу от ареала черняховской культуры. По современным данным, территория киевской культуры доходила до юга Псковской области[1] (круг памятников Заозёрье — Узмень)[2]. Самые восточные памятники киевской культуры начиная с конца XX века обнаруживаются в Самарском Поволжье[3]. Во второй половине V века территория киевской культуры подверглась гуннскому нашествию.[4]

Поселения — неукреплённые селища, представленные преимущественно полуземлянками, которые отапливались каменными очагами. Конструкция стен срубная или столбовая. Рядом с домами располагались погреба-ямы. Керамика лепная и более примитивная, чем предшествующая зарубинецкая. О земледельческих занятиях населения свидетельствуют такие артефакты, как железные серпы, зернотёрки и жернова. Наличие стеклянных бус и бронзовых пинцетов указывает на торговые отношения с Римской империей. Высокий уровень развития ремесла подтверждается, в частности, материалами брянского клада (обнаружен в 2010 году), датируемого III веком.

Подавляющее большинство погребений — ямные; инвентарь их не богат. Обычно в яме находят немногочисленные кальцинированные кости и уголь, т. е. в неё помещали только горсть пепла с погребального костра. Керамика, за исключением нескольких известных урн, попадала в яму в фрагментированном виде, что, вероятно, свидетельствует о проведении ритуалов типа тризны с разбиванием посуды.

В вопросе этнической принадлежности носителей киевской культуры нет единства мнений. В. Н. Даниленко, П. Н. Третьяков, В. Д. Баран, Р. В. Терпиловский и ряд других исследователей относят её к славянам[5], предполагая, что на основе киевской возникают последующие славянские культуры раннего средневековья: пеньковская и колочинская.

В. В. Седов и И. П. Русанова считают её балтской[6]. При этом Седов рассматривает славянство колочинской культуры как результат взаимодействия с пеньковской, а киевскую культуру как субстрат для пеньковской и колочинской культур.